Главная » 2007 » Июль » 6 » Механизм эволюция умирающей звезды
Механизм эволюция умирающей звезды
Международная команда астрономов используя оптический телескоп-интерферометр VLTI (Very Large Telescope Interferometer) и радиотелескоп-интерферометр VLBA (Very Long Baseline Array), провели наблюдение на примере звезды S Ori из созвездия Ориона механизма как умирают, эволюционированные звезды теряя массу и возвращая ее к межзвездному пространству.
S Ori принадлежит к переменому типу звезд. Она имеет массу, схожую с массой Солнца, и, по-видимому, приблизительно повторяет эволюцию нашей звезды. Во-вторых, сейчас S Ori находится в таком состоянии, в котором Солнце будет через 5 миллиардов лет, то есть является невероятно "распухшим" красным гигантом, медленно трансформирующимся в белый карлик. С помощью VLTI учёные смогли определить и амплитуду пульсации диаметра S Ori. Как выяснилось, он меняется от 400 до 500 солнечных радиусов.
Интересным оказалось открытие в атмосфере, окружающей звезду, оболочки из SiO – моноксида кремния, соединения, которое в земных условиях в чистом виде не существует. Этот слой выдал себя монохроматичным электромагнитным излучением в сантиметровом диапазоне – так называемым мазерным излучением, которое зарегистрировал VLBA и открытие оксида алюминия Al2O3. Оба этих вещества ведут себя одинаково, отличаясь только спектрами излучения. Раньше считалось, что подобные соединения сразу "вылетают" из звезды в окружающее пространство, внося свой вклад в формирование космической пыли, а затем и планетарных дисков. Часть материи выносится наружу, и, по оценкам исследователей, масса вещества, которое S Ori теряет за цикл пульсации, сопоставима с массой нашей планеты. Наиболее интенсивный выброс происходит во время минимума пульсации.
Исследование представленно в журнале Astronomy and Astrophysics ("The Mira variable S Ori: Relationships between the photosphere, molecular layer, dust shell, and SiO maser shell at 4 epochs", by M. Wittkowski et al.)
web site. PDF формат