Астрономия и телескопы
Главная КНИГИ Статьи ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ НОВОСТИ Копии старинных атласов Астроюмор
Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов


КНИГА ПЕРВАЯ


КНИГА II

Глава 1

1. Овидий излагает этот миф в <Метаморфозах> (II, 401-530) и <Фастах> (II, 155-192) с некоторыми различиями в деталях. См. также: Hygin., Fab., 155; 176; 177; 224.

2. Сцена купания ближе к версии Овидия в <Фастах> (II, 167-172), чем в <Метаморфозах> (II, 487-465).

3. Амфий - второстепенный комический поэт (IV в. до н. э.).

4. Согласно аркадской традиции, Зевс (в римской мифологии Юпитер) родился на горе Ликей; там находилось главное место почитания аркадского Зевса. Мать Зевса Рея (Опс), спасая сына от жестокости отца Кроноса (Сатурна), который пожирал своих детей, когда они рождались, предложила Кроносу камень вместо младенца.

5. Овидий в <Метаморфозах> придерживается той же версии, а именно, что Юнона превратила Каллисто в медведицу (II, 476-485).

6. Арефий из Тегеи - современник Амфия, написал <Историю Аргоса>.

7. См. ниже, гл. 6, 2.

8. См. С. Plinii Secundi. Naturalis Historia. Rec. Detlefsen. v. I. Berolini, 1876. Lib. IV, 6 (10).

Глава 2

1. Аглаосфен - греческий историк (II в. до н. э.)

2. Прибрежный город на Крите.

3. Куреты - демонические существа, прислужники младенца Зевса; шумными плясками и бряцанием оружия они заглушали его плач. См. Страбон, X, 3, 1-8.

4. См. также гл. 13, 3.

5. Septentriones - им. падеж мн. числа от Septentrio. Название состоит из двух слов: septem - <семь> и trio - <рабочий вол>.

6. См. Гомер. Одиссея, V, 271-275. Греческое слово αμαξά означает <телега, воз, колесница>.

7. Это звезды ζ и η Б. Медведицы. См. также: Germ., 26.

8. См. гл. 4.

9. <Вокруг две Медведицы рядом
Связно с осью бегут, за что и прозвали их <Возы>.

(Арат, 26-27)

У Арата этимологическая игра: он сопоставляет άμαξαι - <возы> с αμα άξων - <с осями>.

10. Александрийский грамматик; см. RE XVIII, 4, 1570-1572 (С. Wendel).

11. См. Гомер. Илиада, XVIII, 487; Одиссея, V, 273.

12. Фалес Милетский (ок. 624-546 г. до н. э.) - греческий философ, математик и астроном.

13. По словам Каллимаха, Фалес назвал ее Возом; см. Callim., Iamb. I, 54-55.

14. См. Геродот, I, 170. Родина Геродота - Галикарнасс, а не Милет.

15. Противопоставление Большой Медведицы (Гелика), которая указывала путь грекам, и Малой (Киносура), которой вверялись финикийцы, было общим литературным местом:

<....................................По Гелике мужи ахейцы
В море открытом судов направление определяют,
А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь>.

(Арат, 37-39)

<...есть Медведицы две, из которых сидоняне правят
По Киносуре, ладьи ж греков Гелика ведет>

(Овидий. Фасты, III, 107-108)

См. также: Манилий, с. 36 (Мапп. I, 298 sqq); Val. Flacc. I, 17 sqq.; Sen., Med., 696-697.

Глава 3

1. Геспериды - дочери Никты (Ночи), или Атланта и нимфы Геспериды. См. Гесиод. Теогония, 215. Согласно мифам, они были хранительницами золотых яблок вместе с драконом Ладоном. Геркулес - латинская форма имени Геракла.

2. Ферекид - греческий писатель, родом из Афин, составитель генеалогий, жил в первой половине V в. до н. э.

3. Теллус - в римской мифологии богиня земли и растений, культ которой сближался с культом Цереры.

4. Атлант - титан, сын Иапета и Климены. После поражения титанов, в наказание за участие в титаномахии, он поддерживал на западе небесный свод вблизи сада Гесперид. По одному из мифов, Атлант был превращен Персеем, показавшим ему голову Горгоны Медузы, в скалу.

5. См. Эратосфен, 2.

6. Созвездие называли иногда Serpens - Змея; греческим же словом Draco именовали и Гидру, и змею, которую держит Змееносец.

Глава 4

1. См. Эратосфен, 8; Овидий. Мет., I, 196-262; Hygbi. Fab., 176; 224.

2. На горе Ликей в Аркадии находилось главное место почитания аркадского Зевса. См., например, описание горы Ликей у Павсания:

<Среди других чудес горы Ликея вот какой является самым большим. На ней есть священный участок Зевса Ликейского; людям вход туда воспрещен. Если кто преступит этот закон и войдет туда, то ему невозможно уже прожить более года> (VIII, 38, 5).

3. См. также: Аполлодор, III, 14, 7.

4. Либер - в римской мифологии бог плодородия и виноградарства, отождествлялся с греческим Вакхом - Дионисом.

5. Речь идет о введении так называемых асколий, игры, заключавшейся в том, что плясали на надутом козьем мехе, смазанном жиром, стараясь при этом сохранить равновесие. Удержавшийся на мехе получал в награду тот же мех с вином. Это увеселение происходило на Малых, или сельских, Дионисиях.

6. Один из Кикладских островов.

7. Стаций (Фиваида, XI, 644-645) говорит, что это произошло в марафонском лесу.

8. Согласно некоторым версиям мифа, собака умерла от тоски у ног повесившейся Эригоны. См. Nonn., Dionys. XLVII, 218 sqq.

9. По свидетельству других источников, Анигр - река в Элиде, оскверненная кентаврами, которые омывали свои раны, нанесенные Гераклом. См. Павсаний. V, 5, 5; Овидий. Мет., XV, 282.

10. См. ниже, гл. 25.

11. См. также гл. 35 и 36. Каникула означает здесь созвездие Процион, хотя, как правило, так называли главную звезду созвездия Большого Пса, Сириус. В настоящее время созвездие Процион называется Малый Пес, а его главная звезда - Процион (а Малого Пса).

12. См. также: Hygin., Fab., 130, 4. Гигин объясняет здесь происхождение праздника Эора, т. е. Качелей; см. L. Deubner. Attische Feste. Berlin, 1966. S. 118 sqq.

13. Греческое слово αλήτης означает <бродяга, скиталец>.

14. См. Гесиод. Теогония, 978; Вергилий. Георгики. IV, 317-558.

15. См. Плиний, XVIII, 270 и 309. Эти ветры дуют с 20 июля по 28 августа.

16. В этом случае название ветров связывают с греческим глаголом αιτέω - <просить>.

17. Гермипп из Смирны (III в. до н. э.) - перипатетик, ученик Каллимаха.

18. Ср. Гесиод. Теогония, 969-971. Иасион считался сыном Зевса и плеяды Электры; см. Аполлодор, III, 12, 1.

19. См. Гомер. Одиссея, V, 125-129:

<Так Ясион был прекраснокудрявой Деметрою избран;
Сердцем его возлюбя, разделила с ним ложе богиня
На поле, три раза вспаханном;
Скоро о том извещен был
Зевс, и его умертвил он,
Низринувши пламенный гром свой>

20. Петелид Кносский - историк, которого упоминает, по-видимому, только Гигин. См. FGrHist. III В 464.

21. Парий - город на берегу Геллеспонта (совр. Дарданеллы); паросцы - жители острова Парос в Эгейском море, знаменитого своим мрамором.

Глава 5

1. См. Эратосфен, 5; Катулл, 64, 116-267.

2. Одно из названий острова Наксос. См. Овидий. Мет., III, 690.

3. Оры, или Горы - прекрасные богини времен года, дочери Зевса и Фемиды.

4. Гигин, вероятно, имеет в виду <Историю Крита> Эпименида, которого упоминает Эратосфен (гл. 27).

5. Павсаний называет этого человека Просимы: <Видел я и так называемый источник Амфиария и болото Алкионию, через который, как говорят аргосцы, Дионис опустился в Аид, чтобы вывести на землю Семелу, а спуск ему показал Просимн> (II, 37, 3). В Арголиде был также соименный город, Просимна, в котором почитали Геру; см. Стаций. Фиваида, I, 383-384.

6. Греческое слово στέφανος означает <венок>.

7. См. ниже, гл. 6, 2.

8. Эрибоя, или Перибоя, - дочь мегарского царя Алкатоя. Семь девушек и семь юношей (в их число входит и Тезей, так как Гигин упоминает еще только шестерых) составляли дань, которую афиняне платили Миносу ежегодно или раз в несколько лет. Рассказ о брошенном кольце Миноса мы находим также у Павсания (I, 17, 3) и Вакхилида (песнь 17).

9. Тезей считался одновременно сыном афинского царя Эгея и бога Посейдона (Нептуна); см. Аполлодор, III, 6, 7.

Глава 6

1. См. Эратосфен, 4.

2. См. выше, гл. 3.

3. Этого дракона звали Ладон. Он охранял в саду Гесперид золотые яблоки. Ш словам Аполлония Родосского, Геракл убил его стрелами, смоченными ядом лернейской гидры; см.: Apoll. Rhod., IV, 1394-1405.

4. Паниасид из Галикарнасса (V в. до н. э.) - эпический поэт, автор несохранившейся поэмы <Гераклея>.

5. См. Арат, 64-70.

6. См. выше, гл. 1, 6.

7. Гегесианакт из Александрии (в Троаде) - писатель, ученый, историк, жил в III-II в. до н. э.

8. Эллопия - местность у подошвы горы Телефрия на севере Эвбеи. См. Страбон, X, 1,3. Излагая здесь этот миф, Гигин не упоминает о сандалиях; ср., например, рассказ Аполлодора (III, 15, 7).

9. Эфра - дочь трензенского царя Питфея, которая от Посейдона родила Тезея. См. также: Hygin. Fab., 37.

10. Анакреонт - поэт эллинистического времени, написавший элегический дистихом астрономическую поэму, от которой сохранилась приводимая Гигиным одна строка (пентаметр).

11. См. Аполлодор, I, 3, 3; Гомер. Илиада, II, 594-596. Тамирис состязался с Музами в игре на кифаре и был побежден.

12. См. TrGF, v. 3, 199.

13. Иксион - царь лапифов в Фессалии. См. также: Пиндар. Пиф. песни, 2, 21-40.

Глава 7

1. См. Эратосфен, 24.

2. Ойней - царь Калидона в Этолии; во время жертвоприношения он забыл упомянуть Диану, которая отомстила за себя, наслав на его земли огромного вепря. См. Гомер. Илиада, IX, 529-546.

3. Пангей, гора во Фракии (см. Вергилий. Георгики, IV, 462), является традиционным местом для этой сцены. Гору Олимп называет только Гигин.

4. В рукописях колебание между filio (сыну) и filiae (дочери); если мы принимаем чтение filio, то в этом случае речь идет об Аполлоне, сыне Зевса (Юпитера); filiae подразумевает Каллиопу, дочь Юпитера и мать Орфея.

5. См. Гомеровы гимны. IV. К Гермесу, 50-51.

6. См. Овидий. Мет., X, 83-85.

Глава 8

1. Немесида - олицетворение Судьбы, богиня, карающая за гордыню и несправедливость; позднее - богиня возмездия.

2. См., например: Аполлодор, III, 20, 7. Hygin., Fab., 77.

Глава 9

1. См. Nauck, 392; Hygin., Fab., 64.

Глава 10

1. См. TrGF, v. 4, 125.

Глава 11

1. См. Эратосфен, 17.

2. От этой трагедии сохранились только фрагменты: см. Nauck, 113. Легенду об Андромеде излагает, например, Овидий в <Метаморфозах> (IV, 610-770), Манилий (с. 133; Manil., V, 538-617).

Глава 12

1. Персей - сын Юпитера и Данаи, к которой он спустился в виде золотого дождя.

2. Полидект - царь Серифа, одного из Кикладских островов; к этому острову море вынесло ящик с Данаей и Персеем, в который их посадил Акрисий, отец Данаи. Когда Персей вырос, Полидект, желая без помехи овладеть Данаей, послал его добыть голову Горгоны Медузы.

3. Горгоны - чудовища, дочери Форкиса и Кето; их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза, из которых смертная только Медуза.

4. То есть Аида, или Плутона. Орк - в римской мифологии бог подземного царства, соответствующий греческому Аиду.

5. Согласно другим версиям мифа, серп Персею вручил Гермес: Аполлодор, II, 4, 2.

6. Трагедия утрачена. См. TrGF, v. 3, 262. Форкис - морское божество. От брака Форкиса и Кето родились также Грайи; см. Гесиод. Теогония, 270-279.

7. Это сочинение не сохранилось.

8. См. Овидий. Мет., IV, 774 слл.

9. Озеро в Ливии.

10. Евгемер из Мессены (340/330-260/240 гг. до н. э.) - греческий философ.

11. Гигин ссылается, вероятно, на какое-то свое, не дошедшее до нас, сочинение.

Глава 13

1. Эратосфен, 13; см. также: Овидий. Мет., II, 552-561,740-751; Hygin., Fab. 166; Germ., 156 sqq.; Monti., I, 363.

2. См. Еврипид. Ион, 21-24, 26-274.

3. Вулкан в римской мифологии соответствует греческому Гефесту.

4. Греч. ερις означает <ссора, спор>, χθών - <земля>.

5. Намек на культ Деметры. Корзинка играла также таинственную роль в культе Кибелы и дионисийских празднествах. См. Катулл, 64, 259.

6. В действительности - дочерям Кекропа, которых звали Аглавра, Герса и Пандроса. См. Аполлодор, III, 14, 6; Овидий. Мет., II, 556-562.

7. Согласно другим версиям мифа, в корзинке находился младенец, обвитый драконом: Аполлодор, III, 14, 6.

8. См. Hygin., Fab., 166, 3.

9. Миртил - сын Гермеса, возничий царя Эномая.

10. Эномай - сын Ареса (Марса), погиб во время состязаний на колесницах с Пелопом.

11. Элида (Alida) - конъектура А. Ле Бёффле, рукописи дают Aulide.

12. См. Геродот, I, 145; Овидий. Мет., XV, 293.

13. Текст рукописей в данном месте испорчен.

14. Гомер упоминает только Олен: Илиада, II, 639.

15. Пармениск - александрийский грамматик, которого называет Плиний, перечисляя составителей астрономических календарей: Плиний, XVIII, 312.

16. По словам Лактанция, их звали Амалфея и Мелисса: <Дидим... передает, что Мелиссей был критским царем, дочери коего, Амалфея и Мелисса, вскормили младенца Юпитера козьим молоком и медом>. (Lact., Epit. div. inst. 19, 2). В мифологической традиции Амалфея предстает то в человеческом облике (Hygin., Fab., 139; Овидий. Фасты, V, 115-128; Овидий называет ее критской наядой), то в виде козы (Аполлодор, I, 1,7; Каллимах. Гимны. К Зевсу, 19).

17. Клеострат (вторая половина VI в. до н. э.) - греческий астроном.

18. Мусей Фракийский - мифический поэт доисторического времени; см. также: Gygin., Fab., 139, 3.

19. Опс - римская богиня посевов и плодородия, отождествлялась с Реей, супругой Кроноса (Сатурна).

20. Титаны - греческие боги, дети Урана и Геи, восставшие против Зевса.

21. Описание сражения см. у Гесиода в <Теогонии>, 617-745.

Глава 14

1. См. TrGF, v. 4, 604.

2. Триптолем - сын элевсинского царя Келея. См. Овидий. Фасты, IV, 549-560; Метаморфозы, V, 646-661; Каллимах. VI. К Деметре, 21; Hygin., Fab., 147.

3. См. прим. 7 к 6. главе.

4. Конец параграфа неясен. Текст, возможно, испорчен.

5. Река во Фригии.

6. Лидийская царица, которой Геракл был отдан в рабство на три (вариант - на один) года за убийство Ифита.

7. По словам Каллимаха, это наказание Деметра наложила на Эрисихтона, сына Триопы, наказав его за то, что он вырубил посвященную ей рощу (к Деметре, 24-115). См. также: Овидий. Мет., VIII, 738-846.

8. См. FGrHist, III В 521.

9. То есть Змеиный. Греческое слово οφις означает <змея>.

10. Мирмидон - предок-эпоним мирмидонян, ахейского племени в Фессалии.

11. Эскулапий - латинская форма имени греческого бога Асклепия. Э. - сын Аполлона и нимфы Корониды. См. Аполлодор, III, 10, 3.

12. Эратосфен, 6.

13. Ипполит - сын Тезея и царицы амазонок Антиопы (или Ипполиты), отвергнувший преступную любовь мачехи Федры. См. Овидий, Мет., XV, 498 слл.

14. Минос - сын Зевса, царь Крита. Главк - сын Миноса и Пасифаи. См. Аполлодор, III, 10, 3; Hygin., Fab., 136, 1.

Глава 13

1. Прометей - сын титана Иапета. По свидетельству Аполлодора, 1,7, 1, он вылепил людей из земли и воды. По другим версиям мифа он является только благодетелем человечества: Гесиод. Теогония, 508-616.

2. По другому варианту мифа Прометей украл огонь из печи Гефеста; см. Платон. Протагор, 312d.

3. В тексте ferula - ферула, многолетнее растение семейства зонтичных.

4. Во многих греческих городах во время праздников, посвященных богам огня или света, совершался бег с факелами. Вот как его описывает Павсаний: <В Академии есть жертвенник Прометею, и отсюда начинается бег до города с зажженными факелами. Состязание заключается в том, чтобы во время бега сохранить факел горящим> (Павсаний, I, 30, 2). Участники бега должны были добежать до цели первыми, не загасив факел. В другом случае бегуны пробегали известное расстояние и передавали факел другим атлетам (Геродот, VIII, 98).

5. От греческих слов παν - <все> и δωρον - <дар>.

6. Миф о Прометее Эсхил излагает в трагедии <Протемей прикованный>.

7. Тифон - чудовище с сотней голов, сын Геи и Тартара; см. Гесиод. Теогония, 820-822; Аполлодор, I, 6, 3. Ехидна - чудовищная полудева-полузмея, дочь Форкиса и Кето; см. Гесиод. Теогония, 295-299.

8. Фетида - дочь Нерея и Дориды, старшая из нереид, мать Ахиллеса.

9. См. Nauck, 202.

10. Эврисфей - царь Микен, внук Персея.

11. Текст в данном месте испорчен. Перевод по конъектуре А. Ле Бёффле.

12. См. Эратосфен, 29.

13. Киклопы (циклопы) - сыновья Урана и Геи, одноглазые великаны, которые помогли Зевсу победить Титанов.

14. См. Еврипид. Алкеста, 5.

Глава 16

1. Орел находится скорее над Козерогом и Стрельцом, однако подобное указание мы находим и у Манилия (с. 132; Manil., V, 487-489).

2. Мероп - отец Пандарея, дочерей которого похитили Гарпии и отдали в рабство Эриниям; см.: Гомер. Одиссея, XX, 61-78.

3. Меропы, обитатели острова Кос, были покорены Гераклом. См. Пиндар. Нем. песни, 4, 27; Quint, I. О., VIII, 6, 71.

4. Гигин, по-видимому, единственный кто излагает это сказание.

5. Прозерпина - богиня подземного царства, отождествляется с греческой Персефоной.

6. См. выше, гл. 2, 1.

7. См. выше, гл. 13, 4.

8. Амитаония - местность с таким названием находится скорее на Пелопоннесе, около Пилоса, где жил Амитаон; см. Аполлодор, I, 9, 11. Сходный сюжет мы находим у Страбона, но героиней новеллы у него является греческая гетера Родопис: <...рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орел похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принес в Мемфис; в то время когда царь производил там суд на открытом воздухе, орел, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумленный как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все страны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда ее нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя> (Страбон, XVII, 1, 33). О гетере Родопис рассказывает также Геродот (II, 134-135).

Глава 17

1. Эратосфен, 31.

2. См. выше, гл. 2, 1 и 16, 2.

3. Ср. Овидий. Мет., III, 582-691;

4. Арион - поэт и музыкант из г. Митилены на о. Лесбос, его деятельность относится к концу VII - началу VI в. до н. э. О чудесном спасении Ариона рассказывает прежде всего Геродот (I, 23-24). Затем мы находим этот рассказ и у позднейших писателей. См. Овидий. Фасты, II, 79-118; Плутарх. <Пир семи мудрецов>, с. 259-260. Плутарх говорит о стаде дельфинов, которые вынесли Ариона. Дельфины пользовались большой любовью у древних и часто их изображение в качестве символа города выбивали на монетах. Дельфинам приписывали особое дружелюбие по отношению к человеку. Плиний Младший рассказывает в письме историю о том, как заплывший далеко в море мальчик встретился с дельфином, и дельфин вынес его на берег; мальчик подружился с ним и затем не раз катался на нем (Плиний Младший, IX, 33). По словам Павсания, <на Тенаре среди других приношений богу есть медная (бронзовая) статуя Ариона-Кифареда на дельфине> (Павсаний, III, 25, 7).

5. Тенар - мыс на юге Пелопоннеса в Лаконии.

Глава 18

1. См. Арат, 216-223; Гесиод. Теогония, 272-282; Пиндар. Олимп, песни, 13, 60 слл.

2. Беллерофонт - сын коринфского царя Главка, внук Сизифа (Гомер. Илиада, VI, 155-266); он считался также сыном Посейдона (Hygin., Fab., 157).

3. Иобат - царь Ликии (М. Азия).

4. Химера - огнедышащее чудовище; см. Гесиод. Теогония, 319-325.

5. <Меланиппа прикованная> - утраченная трагедия Еврипида; см. Nauck,. 488.

6. Эллин - внук Прометея, сын Девкалиона и Пирры, мифический родоначальник эллинов.

7. См. ниже, гл. 38, 1.

Глава 19

1. Сейчас созвездие называется Треугольник.

2. Ср. Арат, 228:

<Сам по себе он едва различим и звездами беден>

3. Διός - род. падеж имени Ζεύς - Зевс.

4. См. выше, I, 8, 1.

Глава 20

1. Фрикс и Гелла - дети Афаманта и Нефелы, богини облаков. По вероломному совету своей второй жены Ино, он хотел принести их в жертву, но мать детей, Нефела, окутала их облаком, и златорунный баран унес их за море. См. Пиндар. Пиф. песни, 4, 160-162; Овидий. Фасты, III, 861-876.

2. Гигин, вероятно, имеет в виду какое-то свое, не дошедшее до нас сочинение.

3. Ээт - сын Солнца (Гелиоса), царь Колхиды.

4. Рассказ об этом мы находим у Аполлодора: <Ино, замыслив недоброе против детей Нефелы, убедила женщин поджарить семенную пшеницу. Те тайно от мужей сделали это, и земля, приняв невсхожие семена, не дала урожая. По этой причине Афамант обратился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как избавиться от неурожая. Ино убедила посланников сказать, будто оракул гласил, что бесплодие прекратится, если Фрикса принесут в жертву Зевсу> (Аполлодор, I, 9, 1).

5. См. Эратосфен, 19.

6. Салмонея чаще считали сыном Эола, братом Кре-тея и Афаманта. См. Аполлодор, I, 7, 3; Пиндар. Пиф. песни, 4, 142 слл.

7. Согласно Гомеру (Одиссея, XI, 235-237), супругой Кретея была Тиро, дочь Салмонея.

8. Гермипп - см. примечание 16 к 4 главе.

9. Баран был священным животным египетского бога Аммона, который изображался в виде человека (иногда с головой барана). Греки отождествили Аммона с Зевсом. См. Геродот, II, 42; Цицерон. О природе богов, I, 82; Овидий. Мет., V, 327 слл.; Вергилий. Энеида, IV, 198; Лукан. Фарс., IX, 511 слл.

10. Лев из Пеллы - греческий историк (IV в. до н. э.)

Глава 21

1. Ср.: Эратосфен, 14.

2. См. Nauck, 820; а также: Овидий. Мет., II, 836-875; Фасты, V, 603-618; Germ., 536 sqq.; Hygin., Fab., 178.

3. См. Овидий. Фасты, V, 619-620; Мет., I, 583-746;

4. См. выше, гл. 3, прим. 2.

5. Ликург - фракийский царь; см. Гомер. Илиада, IV, 130-140.

6. Асклепиад - ученик Исократа, уроженец г. Трагила во Фракии.

7. Мусей - см. прим. 18 к 13 главе.

8. По другой версии, супругой Атланта была дочь Океана Плейона; см. ниже,  3.

9. Ср. Овидий. Фасты, V, 168-182.

10. См. Овидий. Фасты, V, 177 слл.

11. Это, по-видимому, Александр Полигистор, греческий грамматик из Милета, который во время Митридатовых войн в качестве военнопленного был привезен в Рим и в 82 г. до н. э. освобожден Суллой.

12. Гигин, вероятно, единственный, кто сохранил имя супруги Гиаса.

13. Ср. Арат, 257-258.

14. То есть Меропа.

15. Дардан - родоначальник троянцев. См. Гомер. Илиада, XX, 215-241; Аполлодор, III, 12, 1-5.

16. См. Аполлодор, III, 10, 1.

17. Гирией - отец Ориона; см. ниже, гл. 34.

18. Ср. Hygin., Fab., 157, где Гигин также называет Лика и Никтея сыновьями Нептуна от Келено. По свидетельству Алоллодора, III, 10, 1, Лик, сын Посейдона (Нептуна) от Келено, был поселен отцом на Островах Блаженных, а братья Лик и Никтей родились от Гириея и нимфы Клонии.

19. Эномай - царь Писы, отец Гипподамии. Погиб во время состязаний на колесницах с Пелопом.

20. Главка растерзали собственные кони. См. Вергилий. Георгики, 3, 268; Hygin., Fab., 250.

21. См. прим. 2 к 18 главе.

22. Ср. Овидий. Фасты, IV, 175 слл.

23. См. Овидий. Фасты, IV, 177-178; Hygin., Fab., 192, 5; Amen., 582-597.

24. Перед нами пример народной этимологии; на самом деле латинское название Плеяд - Vergiliae - происходит не от слова ver - <весна>, а от глагола vergo - <клониться, спускаться>. Название Vergiliae впервые засвидетельствовано у Плавта (Plaut., Amph., 276).

25. Ср. Арат, 266; Germ., 267-269.

Глава 22

1. См. например, Эратосфен, 10.

2. Кастор и Поллукс - в греческой мифологии Кастор и Полидевк - имели прозвище Диоскуры (<сыновья Зевса>) и считались сыновьями Тиндарея и Леды; по другим мифам, отцом Полидевка был Зевс, и поэтому Полидевк был бессмертен.

3. См. Овидий. Фасты, V, 720; Гомеровы гимны, XVII; Катулл, 4, 26-27; Germ., 541.

4. См. Varro, R. R. II, 1, 7.

5. См. выше, гл. 14, 1.

6. Иасион - сын Зевса и Электры, возлюбленный Деметры; см. Гомер. Одиссея, V, 125; Hygin., Fab., 270; см. также гл. 4, 7.

7. Афидны - аттический город, который, по преданию, был взят Диоскурами, узнавшими, что в нем Тезей укрывает их сестру Елену (Геродот, IX, 73).

8. Линкей и Идас - двоюродные братья Кастора и Полидевка, сыновья Афарея (брата Тиндарея). Братья поспорили из-за дележа стада быков (Аполлодор, III, 11, 2; Павсаний, III, 3, 1) или из-за невест (Овидий. Фасты, V, 699-720), в результате Идас убил Кастора, Полидевк - Линкея.

9. Гомер. Одиссея, XI, 302-304.

Глава 23

1. См. Гесиод. Теогония, 313-318; Эратосфен, 11; Овидий, Мет., IX, 69-74.

2. Это звезды γ и δ Рака; см. ниже, III, 22.

3. Область в Эпире.

4. Это знаменитый оракул Зевса в Додоне (Эпир); жрецы Зевса прорицали по шелесту священного дуба.

5. См. Nauck, p. 819.

6. Приап - божество производительных сил природы.

7. См. Эратосфен, 11.

8. Тритон - сын Посейдона и Амфитриты (Гесиод. Теогония, 930-933).

Глава 24

1. Ср. Эратосфен, 12.

2. Писандр Родосский - эпический поэт (VII в. до н. э.)

3. Конон Самосский - греческий астроном и математик. В 247 г. до н. э. он открыл это созвездие, которое прежде составляло кисточку хвоста в созвездии Льва (Катулл, 66, 1-44). Птолемей III Эвергет (247-222 г. до н. э.) был сыном и наследником Птолемея II Филадельфа (285-247). Гигин путает здесь двух Береник: дочь Птолемея Филадельфа и дочь Магаса, царя Кирены. Женой Птолемея III стала дочь Магаса, Береника II Киренская, к которой относится рассказ.

4. Зефирия - мыс в Киренаике; там находился храм Афродиты и обожествленной Арсинои Филадельфии, тетки Береники и Птолемея.

5. По античным представлениям, человек, завладевший волосами, может при помощи колдовства злоумышлять против того, у кого волосы были обрезаны.

6. Это стихотворение Каллимаха дошло до нас в переводе Катулла. Называет же ее Каллимах <мужественная> (Катулл, 66, 26) по следующей причине: Береника еще в детстве была посватана за Птолемея Эвергета, наследника престола, но ее мать Арсиноя решила выдать ее замуж за своего любовника Деметрия. Береника могла лишиться египетского престола, и поэтому она организовала убийство Деметрия. Стоя у дверей спальни, она руководила его убийством, приказав пощадить свою мать (Justin., XXVI, 3).

7. Текст неясен. Во всяком случае, это сказание возникло задолго до того времени, когда жила Береника. Ср. Гомер. Илиада, IX, 128-130; 270-272.

Глава 25

1. Гесиод. Теогония, 901-906; Эратосфен, 9.

2. Арат, 96-136.

3. Астрей - сын титана Криоса, супруг Эос, отец четырех ветров (Гесиод, Теогония, 375 слл.; Аполлодор, I, 2, 2; 2, 4).

4. См. выше, гл. 4, 4.

5. Из других источников этот миф неизвестен.

Глава 26

1. См. Арат, 637-646; Эратосфен, 7.

2. См. также: гл. 34, 2.

Глава 27

1. См. Эратосфен, 28.

2. Кротос был сыном Пана и Евфемы, молочным братом Муз; см. Павсаний, IX, 29, 5.

3. Сосифей - александрийский поэт (III в. до н. э.), автор сатировой драмы <Кротос>; см. Nauck, p. 824, N 5.

4. Это созвездие называется Южная Корона (см. Gemin., III, 13). У Арата оно безымянно:

<Стайка неведомых звезд, колечком выстроясь, мчится>

(Арат, 401)

Глава 28

1. См. выше, гл. 13, 3 и 4.

2. Эратосфен, 27.

3. То есть в ворона; ср. Овидий. Мет., 327-331.

Глава 29

1. См. Эратосфен, 26; Овидий. Мет., X, 155-161; Фасты, II, 145; Hygin., Fab. 224, 5.

2. Гегесианакт - см. примечание 7 к 6 главе. Девкалион - сын Прометея, спасшийся со своей женой Пиррой во время потопа.

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz