Главная » 2007 » Август » 31 » Водяные пары в молодых звездных системах
Водяные пары в молодых звездных системах
artist concept of fledgling solar systemГруппа астрономов под руководством Дана Уотсона (Dan Watson) из Рочестерского университета (Rochester University) обнаружила в формирующейся звездной системе воду в количестве, пятикратно превышающем земные запасы. Это первое прямое наблюдение того, как вода, необходимая для зарождения жизни, попадает в протопланетный пылевой диск.
Группа Уотсона наблюдала за тридцатью самыми молодыми зарождающимися звездными системами, используя инфракрасный спектрограф телескопа "Спитцер" - прибор, позволяющий установить, какие молекулы являются источником инфракрасного излучения. Только в системе NGC 1333-IRAS 4B был обнаружен водяной пар.
Звездная система NGC 1333-IRAS 4B удалена от нас на тысячу световых лет и находится в стадии формирования. Вокруг зарождающейся звезды вращается теплый пылевой диск, из которого впоследствии образуются планеты. Вся система окружена холодным "коконом" из пыли и газа. Лед из кокона, падая по направлению к звезде, испаряется, попадая в диск.
Обработка данных позволила узнать некоторые особенности строения диска. Вычисления показали, что его радиус несколько больше расстояния от Земли до Плутона, температура составляет около 170 кельвинов.
В статье опубликованой в Nature, вода в материале, составляющем оболочку, довольно холодная и находится в твёрдом состоянии. Подвергаясь действию гравитации, эти ледяные частицы движутся по направлению к уже достаточно массивному (хотя, очевидно, пока ещё довольно однородному) протопланетному диску.
По мере их "выделения" из оболочки ледяные частицы испытывают трение из-за прохождения через газопылевую смесь и, естественно, нагреваются. Чем ближе к диску, тем мощнее сила притяжения, а значит, и быстрее движется вода.
В итоге получается, что по пути вода довольно быстро тает и, разогреваясь всё сильнее, переходит в газообразное состояние. Во время этого процесса, разумеется, усиливается излучение в инфракрасном диапазоне, которое Spitzer и засёк. Вся эта картина очень похожа на дождь, причём из обычной воды, а не из какого-нибудь метана.
По мнению исследователей, это объясняется удобным расположением системы "Спитцеру" ничто не мешает наблюдать за ее центром и удачным временем наблюдения, стадия образования водяного пара очень коротка и застать ее трудно.

Water Vapor Seen 'Raining Down' on Young Star System