Главная » 2008 » Февраль » 25 » Журнал «Новости космонавтики» (№2) опубликовал интервью Руководителя Федерального космического агентства А.Н.Перминова
Журнал "Новости космонавтики" (№2) опубликовал интервью Руководителя
Федерального космического агентства А.Н.Перминова

"Итоги 2007 года:
Федеральное космическое агентство"
Наш журнал по традиции подводит итоги прошедшего космического года. О мировых итогах мы расскажем, как обычно, в НК №3. А вот итоги российского космического года мы смогли подвести в этом номере. С соответствующими вопросами по гражданской составляющей российской космонавтики к руководителю Федерального космического агентства А.Н.Перминову обратился главный редактор НК И.Маринин.
   – Анатолий Николаевич, не могли бы Вы по традиции специально для журнала «Новости космонавтики» рассказать о самых значимых достижениях российской гражданской космонавтики в 2007 г.

– В целом итоги 2007 г. для российской космонавтики я бы оценил позитивно. Во многом это стало возможным благодаря тому, что все работы были профинансированы в соответствии с утвержденными программами. Федеральная космическая программа России на 2006–2015 гг., а также Федеральные целевые программы по развертыванию системы ГЛОНАСС и по развитию российских космодромов выполнялись успешно.

По заданию Президента нами разработана система взглядов на осуществление Россией космической деятельности со своей территории до 2040 г. В документе определены цели развития космических средств, и он является основой для формирования перспективных космических программ. Документ был одобрен оперативным совещанием Совета Безопасности.

Вторым по значимости для нас событием стало утверждение стратегии развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 г., в которой определены перспективы и основные ориентиры развития ракетно-космической промышленности. Стратегия одобрена Правительством и сейчас реализуется согласно плану.

Третьим можно отметить создание трех новых интегрированных структур: ОАО «ВПК “Государственный ракетный центр им. академика В.П.Макеева”», ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина» и ОАО «Научно-производственная корпорация “Системы прецизионного приборостроения”, а также расширение ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева». Теперь число интегрированных структур в ракетно-космической промышленности достигло девяти.

В целях развития рынка космической информации и услуг в России, доведения результатов космической деятельности до субъектов РФ, частных и государственных предприятий и населения, в ушедшем году был разработан проект концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009–2015 годы». Программа будет реализовываться во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета в Калуге.

Проведены рекогносцировочные работы по выбору места для строительства нового космодрома Восточный в Дальневосточном федеральном округе для запуска космических аппартов социально-экономического и научного назначения, а также возможных пилотируемых пусков к Луне и другим планетам. Президентом России принято принципиальное решение о строительстве этого космодрома.

Среди достижений ушедшего года надо отметить проведение съемки более 26 млн квадратных километров территории России и зарубежных государств космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». Этот спутник работает в интересах российских потребителей (Роскартография, Росгидромет и другие ведомства). Конечно же, это направление будет развиваться.

Успешно выполнены нами межгосударственные обязательства по транспортно-техническому обеспечению Международной космической станции. Подготовлено и запущено два пилотируемых корабля для смены экипажей и четыре грузовых корабля для доставки грузов и топлива. Этим была обеспечена работа двух основных экспедиций и двух экспедиций посещения. Российские космонавты на борту МКС провели 36 научных экспериментов.

В рамках реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС) проведено два пуска РН «Протон», которые вывели на орбиты шесть новых КА «Глонасс-М». Это позволит довести орбитальную группировку системы ГЛОНАСС до 16 используемых по целевому назначению аппаратов. Успешно расширяется международное сотрудничество в области развития российской глобальной навигационной системы.

Успешно отработал на орбите аппарат «Фотон-М», на борту которого выполнена программа технологических экспериментов, в том числе по международным договорам России с семью странами.

Развивается сотрудничество с Францией по строительству стартовой площадки в Гвианском космическом центре в рамках международного проекта «Союз на Куру», что обеспечило выход предприятий российской ракетно-космической промышленности на мировой рынок высоких технологий.

К сожалению, в ушедшем году дважды мы потерпели неудачу при запусках. В одном случае – в проекте «Морской старт», где участвует несколько стран, в том числе США, Украина, Норвегия и Россия (в начале года произошла авария РН «Зенит-3SL», повредившая стартовый комплекс). О неудачном запуске РН «Протон-М» ваше издание уже сообщало. В обоих случаях причины выявлены, последствия устранены, а оба типа РН получили разрешение на дальнейшую эксплуатацию.

Всего в 2007 г. на орбиту успешно выведено 35 космических аппаратов, в том числе в рамках ФКП-2015 – шесть КА и на коммерческой основе – 29 КА. Состав российской орбитальной группировки на 31 декабря 2007 г. составил 101 аппарат.

Стартовые расчеты предприятий Роскосмоса провели 20 пусков ракет-носителей, в том числе девять – на коммерческой основе. Дополнительно к этому специалисты Роскосмоса приняли участие в пяти пусках ракет с космодрома Плесецк и одной с Домбаровского совместно с боевыми расчетами Министерства обороны.

Таковы основные, на мой взгляд, итоги 2007 г.

В целом 2007 год был успешный. И один из главных его итогов – ракетно-космическая отрасль нарастила свой потенциал. А формирование на орбите группировки спутников системы ГЛОНАСС вывело нашу страну на второе место в мире после США по оказанию навигационных услуг, в том числе в интересах Министерства обороны России.

– А каково было финансирование Роскосмоса в ушедшем году?

– В 2007 г. на ФКП-2015 нам было выделено (и мы их полностью освоили) 24 млрд руб. А всего с учетом всех программ, в том числе и двойного назначения, – 32 млрд руб. И примерно такое же ежегодное финансирование заложено до 2015 г. Мы считаем, что для решения сегодняшних задач, а тем более перспективных проектов этого явно недостаточно, о чем и докладывали руководству страны. Для сравнения: только «гражданский» космический бюджет США составил в 2007 г. около 16 млрд долларов.

– Какие основные задачи стоят перед «гражданской» космонавтикой в 2008 г.?

– Прежде всего отмечу, что в этом году мы должны подготовить проект основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу до 2040 г. для рассмотрения и утверждения на Совете Безопасности России в феврале 2008 г.

Кроме того, будет идти работа по внесению изменений в ФЦП ГЛОНАСС и ФКП-2015 с учетом эксплуатации МКС в условиях прекращения в 2010 г. полетов шаттлов и двукратного увеличения основного экипажа МКС, а также строительства космодрома Восточный, выполнения ряда других задач.

В 2008 г. мы должны завершить разработку новой ФЦП «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009–2015 годы».

Что касается космодромов, то будут продолжены эксплуатация объектов Байконура, строительство стартовых комплексов в Гвиане (Франция) и Южной Корее в интересах этих государств и начаты организационные работы по строительству космодрома Восточный на Дальнем Востоке.

В рамках ФКП-2015 в 2008 г. планируется запустить на геостационарную орбиту три КА связи и вещания («Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-МД»), два метеорологических КА («Электро-Л» и «Метеор-М»), два научных КА («Спектр-Р» и «Коронас-Фотон»), два пилотируемых корабля «Союз ТМА» и пять грузовых кораблей «Прогресс М», шесть КА «Глонасс-М», а также два КА «Стерх» для международной системы поиска и спасания КОСПАС – САРСАТ.

Кроме того, нам предстоит провести последние контрольные испытания и принять в эксплуатацию РН «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М».

– В прошлогоднем интервью нашему журналу Вы сказали, что приняты решения по производству в России приемников для системы ГЛОНАСС. Как обстояли дела с их производством на конец 2007 г.?

– В настоящее время ФГУП «НИИ КП» разработало и сейчас проводит пилотный выпуск наземных приемников, способных принимать сигналы и от ГЛОНАСС, и от GPS, а также сигнал создаваемой европейской навигационной системы Galileo, что повышает точность приема навигационного сигнала. 25 декабря прошлого года мы впервые представили их широкой публике.
(Продолжение интервью читайте на страницах журнала).
«  Февраль 2008  »