Главная » 2008 » Сентябрь » 12 » Уникальный эксперимент в рамках сотрудничества российских ученых, специалистов Роскосмоса и НАСА
В выпуске журнала «Nature» за 11 сентября 2008г. публикуются результаты всесторонних исследований уникального гамма-всплеска 19 марта 2008г. Гамма-всплески являются самыми мощными взрывами во Вселенной. По общепринятым представлениям длинные гамма-всплески, к которым относится событие 19 марта, возникают при образовании черных дыр в результате коллапса массивных звезд. Этот процесс еще далек от понимания и его исследования находятся в центре внимания ученых многих стран.
    Усилиями большого международного коллектива наблюдателей был получен наиболее подробный портрет гамма-всплеска за все время с момента открытия этого необычного астрофизического явления. Источник всплеска 19 марта, получивший обозначение GRB080319B, детально исследовался на сети наземных и космических телескопов. Наблюдения охватили 11,5 порядков величин по длинам волн от радиоизлучения до гамма-квантов. По времени они начались за 30 минут до начала всплеска и продолжились в течение нескольких недель, что позволило проследить за всеми стадиями его послесвечения и сопоставить их с рядом модельных представлений. Российские ученые внесли существенный вклад в эти исследования.
   Гамма-всплеск был оперативно и точно зафиксирован телескопом БАТ миссии НАСА СВИФТ и его координаты в режиме реального времени были переданы на Землю. Особо благоприятная ситуация сложилась для 2-х патрульных оптических телескопов с широким полем зрения, установленных в Чили. За 30 минут до нового события они начали изучение предыдущего гамма-всплеска GRB080319A. Новое событие оказалось расположенным всего на расстоянии 10 угловых градусов и его исследование началось немедленно. Первым его зарегистрировал польский телескоп «Pi of the Sky». Его данные показали, что за 15 секунд яркость всплеска достигла значения 5,3 звездной величины. На ночном небе такое событие доступно для наблюдения невооруженным человеческим глазом. Такая яркость в оптическом диапазоне источника гамма-всплеска наблюдалась впервые. Второй телескоп «ТОРТОРА» зарегистрировал кривую яркости этого всплеска с недостижимым ранее временным разрешением 100 мсек, что позволило впервые провести детальное сравнение оптической светимости источника всплеска с его гамма-излучением.
Российский гамма-спектрометр КОНУС на американском космическом аппарате «Винд» позволил определить энерговыделение в источнике и получить детальную картину гамма-излучения всплеска в широкой области энергий, которая выявила сложную, зависящую от энергии структуру спектральной переменности излучения, длившегося примерно минуту. Сравнение данных эксперимента КОНУС-ВИНД и наблюдений телескопом ТОРТОРА показывает, что основная фаза оптической активности и интенсивного гамма-излучения всплеска начинаются и заканчиваются примерно в одно и тоже время, предоставляя убедительное доказательство, что обе компоненты происходят из одной физической области.
Автоматизированный патрульный телескоп ТОРТОРА создан в рамках совместного проекта российских (Специальная астрономическая обсерватория РАН и Институт прецизионного приборостроения) и итальянских ученых (Болонский Университет и Обсерватория Брера).
Эксперимент КОНУС-ВИНД успешно функционирует на борту американского космического аппарата «Винд» с ноября 1994г. Он находится в почти идеальных условиях для наблюдений всплесков, имеет высокую чувствительность и оптимальную программу измерений характеристик гамма-всплесков. Научная аппаратура КОНУС создана в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН. Совместный эксперимент осуществляется в рамках сотрудничества между Федеральным космическим агентством (Россия) и НАСА (США).

Пресс-служба Роскосмоса