|
| | |
| Главная » 2008 » Сентябрь » 27 » Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС , генеральный директор - генeральный конструктор РНИИ космического приборостроения Юрий Урличич: «ГЛ
Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС , генеральный директор - генeральный конструктор РНИИ космического приборостроения Юрий Урличич: «ГЛ | 09:25 |
25 сентября были запущены на орбиту еще 3 спутника российской
навигационной системы "ГЛОНАСС". В интервью "Вестям" это событие
комментирует генеральный директор РНИИ космического приборостроения
Юрий Урличич.
- Что сегодня произошло за событие, насколько оно значимое и насколько
оно нас приблизит к заветной цели, когда "ГЛОНАСС" станет доступнее
каждому россиянину?
- На сегодня мы говорим о том, что действительно произошел удачный
запуск трех космических аппаратов системы "ГЛОНАСС" благодаря ракете
"Протон-М" и разгонному блоку "ДМ". Выведены 3 аппарата на высоту 20
тысяч километров над поверхностью нашего земного шара. Спутники будут
разведены по своим точкам стояния на этой орбите в течение месяца, и
через некоторое время все они войдут в строй и начнут работать в
системе. На сегодня мы все можем пользоваться уже системой "ГЛОНАСС" в
том объеме, который она предоставляет услуг. Это навигационные услуги,
это услуги по синхронизации времени. Одно из основных наших
конкурентных преимуществ заключается в том, что фактически всю
аппаратуру мы делаем двухсистемную, то есть она использует и систему
"ГЛОНАСС", и систему GPS американскую. Наша аппаратура оказывается
более устойчивой к любым помехам, к влиянию любых техногенных или
политических проблем.
- То есть наша система "ГЛОНАСС" конкурентоспособна?
- Абсолютно верно.
- А насколько доступна?
- На сегодня можно говорить, что если какие-то специальные потребители
пользуются только системой "ГЛОНАСС", а не совмещенной аппаратурой
системой GPS и "ГЛОНАСС", то тогда территория покрытия до 90% будет на
территории РФ и около 80% по всему миру. Причем, хочу подчеркнуть, что
реально покрывается не просто поверхность земного шара, но и 2 тысячи
километров над поверхностью. То есть и самолеты, и низколетящие
космические аппараты, ракеты-носители, разгонные блоки также используют
эту аппаратуру.
- А кто сейчас пользуется системой "ГЛОНАСС"?
- Практически современные государства во всей своей инфраструктуре
используют системы, которые дают высокоточные сигналы времени. Это
применение и в мобильной связи, все сотовые сети используют систему
"ГЛОНАСС" или "ГЛОНАСС" - "GPS". В России мы сейчас меняем те станции
базовые спутниковой сети, которые использовали только GPS, на блоки
"ГЛОНАСС"-GPS. Соответственно, также используется для системы связи для
других структур, в частности, для перекачки нефти, газа, для других
протяженных, таких как электроснабжение, ряд других систем… Используют
также строители для дорожной техники, жилищно-коммунальной техники.
Используется это также и всеми видами транспорта, конечно же:
авиационный транспорт, железнодорожный, морской, речной, и самое
массовое применение на сегодня - это автомобильный транспорт.
- Юрий Матэвич, почему 24 спутника? Объясните, если это возможно, какова схема их распределения.
- На сегодня принята схема, при которой мы считаем, что от 24 спутников
будет 100-процентное покрытие постоянно до 2000 километров над всей
поверхностью земного шара. Реально так же была построена и система
американской Navstar, или GPS, как мы ее называем. 24 космических
аппарата дают это покрытие, просто равномерно распределенное у
американцев по 6 плоскостям, у нас - по 3 плоскостям. Более того,
сейчас принято решение пойти вслед за тем преимуществом, которое дает
большее количество спутников. У американцев на сегодня 30 работающих
спутников на орбите. Создающаяся система "Галилео" объявила о том, что
она будет иметь тоже около 30 спутников на орбите,из них 27 работающих.
Принято решение для того, чтобы конкурентные преимущества нашей системы
были очевидны, будет не 24, а большее количество спутников.
- Систему "Галилео" китайцы создают?
- Система "Галилео" создается Европой. К сожалению, они отстают уже на
сегодня на 8 лет. Почему к сожалению? Потому что с точки зрения
потребителей, чем больше систем можно использовать, тем выше точность,
выше надежность аппаратуры и соответственно лучше качество. И
отставание это, наверное, будет накапливаться. Объявили европейцы о
том, что к 2013 году будут развернуты их системы "Галилео", но я думаю,
что они немножко еще задержатся, потому что на сегодня первый тендер
прошел - от 20 компаний осталось 11 компаний, но еще и среди них они
будут продолжать выбор, только после этого начнут делить деньги. А
китайская система, которую вы упомянули ("Компас") она имеет на сегодня
только 1 спутник на орбите, который является демонстратором. У
европейцев хотя бы 2 спутника.
- Но сегодня китайцы полетели в космос и там будут выполнять новые
задачи, так что, возможно, скоро они нам составят конкуренцию.
- Речь идет о навигационной системе, и здесь, я думаю, что реально 2
системы, те, которые развернуты, это "ГЛОНАСС" и GPS, - реально
работающие. Все остальное не так просто. Ведь действительно для того,
чтобы создать подобные системы, надо затратить очень много ресурсов, и
в первую очередь интеллектуальных. Так, например, второй демонстратор,
который полетел, европейский, показал то, что у них есть проблемы с
совместимостью, даже их внутренних систем министерства обороны
Германии, по электромагнитной совместимости со спутником.
- Каков срок действия спутников и насколько затратно их менять? Такая необходимость возникнет ведь?
- Да, действительно, спутники меняются. И если предыдущие наши спутники
имели гарантированный срок активного существования 3 года, а работали в
среднем чуть дольше, 4 и чуть больше лет, то сейчас мы запускаем
аппараты "ГЛОНАСС-М", которые имеют срок активного существования 7 лет.
Ну и, соответственно, это дает нам возможность менять их реже. И сейчас
мы, наращивая группировку, создаем новые спутники "ГЛОНАСС-К",
летно-конструкторские испытания которых начнутся в 2010 году.
- Как обстоят дела с производством приемников "ГЛОНАСС?"
- На сегодня многие коммерческие фирмы, многие государственные
предприятия занимаются созданием навигационной аппаратуры для
потребителей. И можно сказать о том, что здесь идет настоящий взрыв с
точки зрения бурного роста этой области.
- Кто наши первые клиенты на мировом рынке потенциальные?
- Системой "ГЛОНАСС" хотят пользоваться многие страны, если вы это
имеете в виду. И здесь мы работаем и с Белоруссией, и с Украиной, и с
Казахстаном, и с другими республиками бывшего СССР. Но также выражено
желание многими другими странами работать - это и арабские страны, и
страны Латинской Америки. Почему? Да просто потому, что качество двух
систем всегда выше, чем качество одной системы. И, как я уже говорил,
ниже политические и другие риски.
- Юрий Матэвич, расскажите, как будет использоваться этот прибор на
бытовом уровне? Когда станут возможными такие услуги, как электронные
браслеты для заключенных, когда система "ГЛОНАСС" будет включена в цену
продаваемого автомобиля и так далее?
- В принципе уже сейчас многие используют системы навигации,
использующие систему "ГЛОНАСС" и GPS. И на сегодня можно говорить о
том, что с Федеральной службой исполнения наказаний мы ведем сейчас
уточнение технических требований, по которым будет изготавливаться
аппаратура, которая будет в дальнейшем использоваться. Здесь два
вопроса. Первый – это организационно-правовой вопрос, этот вопрос за
Федеральной службой исполнения наказания. А с точки зрения техники мы,
конечно же, решим все проблемы.
- Желаем успеха.
- Спасибо.
|
Просмотров: 552 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|