Главная » 2008 » Ноябрь » 14 » Международный Российско-Итальянский проект РИМ-ПАМЕЛА
Международный Российско-Итальянский проект РИМ-ПАМЕЛА
Измерения потоков заряженных высокоэнергичных космических частиц на Российском КА «Ресурс ДК» №1 с помощью прецизионного магнитного спектрометра ПАМЕЛА, разработанного совместно итальянскими, российскими, шведскими и немецкими учеными в рамках Проекта РИМ-ПАМЕЛА, успешно продолжается. К настоящему времени за 780 дней практически непрерывных измерений на приемную станцию «Отрадное» (г. Москва, Научный Центр Оперативного Мониторинга Земли) передано в 3100 сеансах 12 Терабайт научной информации со спектрометра ПАМЕЛА. Экспресс-анализ полученной информации, осуществляемый на наземном комплексе ПАМЕЛА, расположенном в «Отрадном» и обслуживаемом участниками проекта, демонстрирует возможность дальнейших измерений по крайней мере до конца 2009 г.
    Одновременно участники проекта в Москве (МИФИ, ФИАН), Санкт-Петербурге (ФТИ), в Риме, Флоренции, Триесте, Неаполе, Бари, Фраскати (ИНФН), Стокгольме (КПИ) и в университете немецкого города. Зиген вели физическую обработку поступающей научной информации, проводили совместные обсуждения научных результатов.
В конце октября 2008 г. Наиболее важные научные результаты исследованя были направлены от имени коллаборации ПАМЕЛА в реферируемые научные журналы «Нэйчур» (Nature) и «Физ. Рев. Леттерз» ( Phys. Rev. Letters). Одновременно эти статьи были опубликованы в электронном научном обозрении Архив (Arxiv.org.0810.4994, Arxiv.org.0810.4995).
Результат № 1. Экспериментально показано на высоком уровне достоверности, что начиная с энергии 10 миллиардов электоновольт относительное содержание позитронов ( продолжается вплоть до 100 миллиардов электрон-вольт. Рост не удается объяснить известными механизмами генерации позитронов в Галактике, и с неизбежностью необходимо предположить существование нового, неизвестного ранее, источника позитронов. Новый экспериментальный результат уже окрестили «аномальным эффектом ПАМЕЛЫ». Практически каждый день появляется несколько новых теоретических объяснений эффекта, и среди них превалирует объяснение эффекта аннигиляцией гипотетических слабовзаимодействующих массивных частиц, составляющих так называемую темную, или скрытую, массу (Dark Matter). Это первое экспериментальное исследование в космосе, которое можно серьезно рассматривать в контексте темной материи. Безусловно, результат имеет фундаментальное значение.
    Результат № 2. Следующий важнейший результат, опубликованный в указанных выше ссылках, касается измерений потоков антипротонов (античастиц протона) в том же энергетическом интервале 10 - 100 миллиардов электрон-
вольт. В этом случае получен классический результат: поток галактических антипротонов полностью объясняется известным механизмом генерации антипротонов. Высокоэнергичные космические лучи (в основном протоны и ядра гелия) взаимодействуют с межзвездным газом, в результате чего и возникают антипротоны. Теоретически предполагалось, что при аннигиляции частиц темной материи также возникают высокоэнергичные антипротоны.
    Одновременное рассмотрение первого и второго результатов, полученных при измерениях на магнитном спектрометре ПАМЕЛА, можно сделать важный вывод: аннигиляция частиц темной материи идет более эффективно по каналу появления позитронов, чем антипротонов. Еще один важный результат по пути выбора теоретической модели объяснения природы темной материи.
    Полет спектрометра ПАМЕЛА продолжается. Прдолжается обработка и анализ новых научных результатов, получаемых при реализации Российско-Итальянского Проекта РИМ-ПАМЕЛА, поддержанного Советом по космосу РАН РФ и Роскосмосом, так же как и агентствами Италии, Швеции и Германии.
Руководитель проекта РИМ-ПАМЕЛА с российской стороны Профессор А. М. Гальпер (МИФИ