Главная » 2009 » Март » 11 » Экипаж МКС удачно завершил выход в космос
Экипаж МКС удачно завершил выход в космос

Российско-американский дуэт - командир экипажа МКС-18 Майкл Финк и бортинженер Юрий Лончаков успешно завершили внеплановый выход в открытый космос по российской программе. Как сообщил официальный представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин, "в 00:10 мск Финк и Лончаков вернулись на станцию и закрыли люки". Таким образом, время работы в открытом космосе составило 4 часа 48 мин, что почти на час меньше, чем время, запланированное графиком.

За неполных пять часов работы в открытом космосе Финк и Лончаков выполнили несколько научных и технических задач. Они  завершили недоделанную в декабре прошлого года работу - установили на внешней поверхности служебного модуля "Звезда" и подключили европейскую научную аппаратуру для проведения эксперимента Expose-R. Постановщики этого европейского эксперимента с российским участием ставят перед собой задачу проникнуть в природу зарождения жизни на Земле и выяснить, могут ли живые организмы пережить жесткие условия космоса, в частности, ультрафиолетовое излучение.

"В Expose-R мы разместили три вида бактерий, по пять видов грибов и простейших животных и два вида семян растений", - сообщила руководитель эксперимента с российской стороны, заведующая лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Наталья Новикова. "Квартиры" в европейском "доме" займут бациллы, плесневые грибы, низшие ракообразные, а также личинки африканской хирономиды. Земная флора в российском отсеке космического "Ноевого ковчега" представлена семенами томата и арабидопсиса - сорнякового родственника горчицы и капусты. Российским представителям земной флоры и фауны в контейнере Expose-R " составят компанию" их европейские собратья - бактерии, грибы и растения, а также органические соединения из ядер комет, с помощью которых ученые пытаются раскрыть тайну возникновения жизни на Земле.

В отличие от российского эксперимента "Биориск", где ученые исследуют только температурное и радиационное воздействие на живые организмы и растения, в Expose-R предполагается изучить еще и влияние ультрафиолетового излучения, поэтому биообъекты размещены в ячейках контейнера в пакетиках из пленки, пропускающей ультрафиолет. Результаты исследований будут использованы при подготовке межпланетных экспедиций.

Завершив с научными работами, космонавты выполнили на внешней поверхности МКС несколько технических заданий. Так, для облегчения работ в открытом космосе экипажа МКС-19 - Геннадия Падалки и Майкла Барратта, которым предстоит установить новые антенны стыковочной системы "Курс" на переходном отсеке "Пирс", - космонавты разрезали так называемые аримидные ленты в зоне установки стыковочной мишени и антенн. "Аримидные ленты - это крепления, которыми как бы "сшита" экранно-вакуумная теплоизоляция. Как пояснил командир МКС-19 Геннадий Падалка, экранно-вакуумная изоляция – это своего рода "одеяло", защищающее станцию от микрометеоритов". Покончив с лентами, Юрий Лончаков и Майкл Финк закрыли клапан теплоизоляции - закрепленный на специальной "липучке" небольшой фрагмент противометеоритного "одеяла", который приоткрывают, когда надо освободить необходимые разъемы. В конце выхода на внешнюю поверхность МКС космонавты переустановили в штатное положение контейнер-"книжку" с образцами экспонируемых в открытом космосе материалов, а затем провели эксперимент "Панорама-2009" по мониторингу состояния внешних поверхностей и элементов конструкций российского сегмента станции.

В ходе работ в открытом космосе Юрий Лончаков напомнил специалистам ЦУП о скором дне рождении Миши (так ласково называют на МКС и в российском ЦУПе астронавта НАСА, полковника ВВС США Майкла Финка). После выполнения каждой задачи Финк и Лончаков сфотографировали результат выполненной ими работы, а также друг друга на фоне МКС и Земли, передает ИТАР-ТАСС.
«  Март 2009  »