|
| | |
| Главная » 2009 » Июнь » 19 » Тезисы выступления Руководителя Роскосмоса А.Н.Перминова в штаб-квартире ЕКА в Париже 17 июня 2009 г. во время проведения видеоконференции с
Тезисы выступления Руководителя Роскосмоса А.Н.Перминова в штаб-квартире ЕКА в Париже 17 июня 2009 г. во время проведения видеоконференции с | 16:27 |
По поводу текущего суммарного плана НАСА о пилотируемых космических
полетах в части реализации программы МКС для нас критичными являются
вопросы транспортно-технического обеспечения станции, так как Роскосмос
сегодня прилагает значительные усилия для обеспечения пилотируемого
полета станции, включая ротацию экипажей, их спасание, доставку
полезных грузов, в том числе по заказам НАСА. Мы можем только
приветствовать стремление НАСА ускорить разработку новой пилотируемой
транспортной системы «Орион» и нового носителя «АРЕС-1».
Успешная реализация программы коммерческого обеспечения МКС
(Commercial Orbital Transportation Services - COTS), позволит также
упорядочить процесс транспортно-технического обеспечения станции,
сделать его более планомерным и устойчивым.
Программа пилотируемых полетов НАСА представляется нам достаточно сбалансированной и устремленной в перспективу.
Сотрудничество Роскосмоса с НАСА развивается достаточно эффективно и устойчиво.
В результате:
- обеспечен пилотируемый режим полета МКС после аварии Шаттла в 2005 г.;
- осуществляется ротация международных экипажей на МКС, возможность их
спасения в случае аварийных и нештатных ситуаций, доставка на станцию
полезных грузов и их утилизация с учетом планируемого в 2010 году
прекращения полетов кораблей «Спейс Шаттл»;
- завершено развертывание американского сегмента МКС;
- после запуска очередного коpaбля «Союз ТМА» в мае с.г. экипаж МКС доведен до 6 человек.
Полагаю, что накопленный Роскосмосом и НАСА опыт сотрудничества
позволяет перейти к следующему этапу в использовании станции,
связанному с полномасштабной реализацией национальных программ
космических экспериментальных исследований и использованию МКС как
международной космической лаборатории.
Завершение развертывания американского сегмента МКС, а также реализация
планов Роскосмоса по дооснащению в ближайшей перспективе Российского
сегмента станции, позволят существенно повысить научный потенциал МКС.
К 2015 г. станция будет обладать уникальными возможностями по
проведению космических экспериментальных исследований, осуществлению
технологических разработок, реализации гуманитарных,
общеобразовательных и коммерческих проектов.
Учитывая данное обстоятельство, а также рекомендации, принятые в
этой части на совещании глав Агентств в июне 2008 г., мы считаем
целесообразным продлить срок эксплуатации МКС как минимум до 2020 г.
Перспективы развития российской пилотируемой космонавтики определены
Федеральной космической программой России на период 2006-2015 гг.,
«Концепцией развития пилотируемой космонавтики России на период до 2020
года», а также рядом других документов, утвержденных Правительством
Российской Федерации.
Основными целями будущих пилотируемых космических полетов являются:
- освоение и эффективное использование околоземного космического пространства;
- исследование и освоение Луны, Марса и дальнего космоса для решения
глобальных задач на Земле и в Космосе и генерации новых знаний
человечества.
Для достижения указанных целей предполагается в период до 2020 г.:
- завершить создание Российского сегмента МКС и продолжить его эксплуатацию в полном составе;
- обеспечить создание перспективной пилотируемой транспортной системы на базе пилотируемого корабля нового поколения;
- к моменту окончания функционирования МКС создать и обеспечить начало
эксплуатации первых элементов орбитального сборочно-экспериментального
пилотируемого комплекса (ОПСЭК);
- разработать элементы, технологии и ключевые системы перспективных
межпланетных комплексов для полетов к Луне, Марсу, новых средств и
методов медико-биологического обеспечения длительных пилотируемых
полетов, в том числе межпланетных и пр.
Накопленный Россией, США и Европой опыт создания и длительной
эксплуатации пилотируемых космических комплексов, включая и работы по
МКС, позволяет сегодня приступить к реализации более грандиозных и
масштабных проектов, в частности, к созданию пилотируемых средств для
осуществления экспедиций к Луне и Марсу,
Роскосмос поддерживает необходимость привлечения к реализации подобных
крупномасштабных проектов технического и научного потенциала других
стран.
Для России приемлемым является проект с равноправным участием сторон, в
рамках которого должно осуществляться партнерское деление полученными
результатами, а также участие России в разработке критических элементов
(средств выведения, энергодвигательной установки, технологии и опыт
обеспечения долговременного пребывания экипажей в космическом
пространстве)
В этой связи полагал бы целесообразным создать совместную международную экспертную группу для проведения всестороннего анализа
возможности интеграции в области космических исследований.
Уроки МКС очевидно показывают, что необходимо дублировать
(резервировать) критические элементы проекта. Как правило, это РН,
транспортные и грузовые корабли, ЦУП.
Во время фазы эксплуатации должно быть обеспечено дублирование
отдельных функций, таких как обитаемость, энергетическое обеспечение,
частично - целевые комплексы и системы.
МКС могла бы стать уникальным испытательным полигоном для отработки
перспективных технологий. Этот процесс объективно уже начался, и будет
усиливаться по мере роста нашего опыта и возможностей автономного
пребывания на станции.
Уроки МКС показывают, что важное место в ее использовании занимает
образовательная и популяризаторская деятельность, что очень важно для
привлечения в данную отрасль молодых людей.
В рамках программы МКС хорошо зарекомендовала себя сложившаяся
структура международного управления станцией. Целесообразно этот опыт
использовать и для реализации других крупных международных проектов.
Основными задачами России и США на данном этапе являются:
- поддержание функционирования российского и американского сегмента МКС
для выполнения национальных программ космических экспериментальных
исследований;
- выполнение взаимных обязательств в рамках заключенных международных договоренностей;
- поддержание наземной инфраструктуры для обеспечения функционирования МКС;
- транспортно-техническое обеспечение МКС в соответствии с достигнутыми
договоренностями с НАСА в связи с прекращением полетов кораблей Шаттл в
2010 г.;
- участие в управление МКС (работе групп и советов по МКС);
- обеспечение эффективного использования МКС.
Мы полагаем, что США как основной координатор проекта будет
способствовать улучшению стабильности и планомерности реализации
программы МКС, в том числе транспортно-технического обеспечения
станции, создания необходимых условий для пребывания экипажа на МКС,
совершенствования структуры управления станцией и пр.
К моменту окончания функционирования МКС Роскосмос планирует создать и обеспечить начало эксплуатации
первых элементов орбитального сборочно-экспериментального пилотируемого
комплекса (ОПСЭК), который станет основой для отработки технических
средств для пилотируемых полетов к Марсу после 2030 года.
Очевидно, что создание такого комплекса невозможно без
предварительной отработки в условиях космоса его элементов, проверки
принятых технических решений и используемых технологий.
Опыт эксплуатации МКС показывает, что использование станции
позволяет решать уникальные задачи по продлению ресурса как элементов
самой станции, так и автоматических космических средств (космических
телескопов и пр.), совершающих автономный полет. Это является
дополнительным аргументом в пользу продления программы МКС до 2020 и
далее.
Пресс-служба Роскосмоса |
Просмотров: 467 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|