Главная » 2009 » Ноябрь » 26 » Астрономы обнаружили строительные блоки, из которых образовалась наша Галактика
Астрономы обнаружили строительные блоки, из которых образовалась наша Галактика

Сразу две научные группы представили доказательства того, что некоторые шаровые звездные скопления Млечного Пути являются остатками галактик.   Астрономы насчитывают в нашей Галактике 158 шаровых скоплений, звезды которых, как считалось ранее, образовывались приблизительно в одно время из одного облака газа и пыли. Но есть и два исключения из этого правила: крупнейшее в Млечном Пути шаровое скопление ω Центавра, содержащее около 10 млн звезд, и скопление М 22. Установлено, что звезды, принадлежащие этим объектам, формировались в разные эпохи и имеют несколько отличающийся состав.

Авторы первой из рассматриваемых работ, представляющие различные университеты и обсерватории Италии, Нидерландов, Чили и США, обнаружили третье исключение из правила: шаровое скопление Terzan 5, располагающееся в области балджа Галактики. Проведя наблюдения с применением системы адаптивной оптики «Очень большого телескопа», ученые выяснили, что Terzan 5 содержит две группы звезд, которые формировались около 12 и 6 млн лет назад. При этом концентрация железа в веществе звезд более «молодой» группы в три раза превышает показатели «старых» членов скопления.

Основным источником железа и других тяжелых элементов являются сверхновые; для того чтобы удержать продукты взрыва в пределах звездной системы, требуется, однако, огромная масса, которой обычные шаровые звездные скопления похвастать не могут. Отсюда исследователи сделали вывод о том, что в древности масса Terzan 5 в 500–1 000 раз превышала нынешнее значение, а значит, звездное скопление представляет собой остаток поглощенной Млечным Путем карликовой галактики, которая потеряла при столкновении значительную часть звезд. «Таким образом, балдж Галактики мог формироваться путем объединения отдельных развитых звездных систем», — заключает ведущий автор работы Франческо Ферраро (Francesco Ferraro) из Университета Болоньи (Италия).

Вторая группа, в которую вошли четыре астронома из Южной Кореи, проанализировала 37 шаровых звездных скоплений. Примерно в половине случаев исследователям удалось обнаружить в веществе звезд значительные объемы кальция, источником которого также служат сверхновые. На основании собранных данных ученые сделали аналогичные выводы о происхождении этих шаровых звездных скоплений