Главная » 2010 » Октябрь » 28 » Астрономы предсказали движение звёзд в шаровом скоплении
Астрономы предсказали движение звёзд в шаровом скоплении

Двое астрономов из Space Telescope Science Institute выяснили, как должны смещаться звёзды в скоплении ω Центавра в будущем.

Достоверно известно, что это шаровое скопление, удалённое примерно на 16 тысяч световых лет от Земли, содержит несколько миллионов звёзд. Общая масса ω Центавра чрезвычайно велика, что позволяет ему занимать второе место в местной группе галактик (более крупным считается скопление Mayall II). Упоминание о ω Центавра, которое было корректно классифицировано в 1867 году, можно найти даже у Птолемея, считавшего этот объект отдельной звездой.

В своём исследовании американцы использовали снимки, выполненные камерой ACS телескопа «Хаббл», проводившего наблюдения ω Центавра в 2002 и 2006 годах. «Работая с «Хабблом», вы за 3–4 года получите более точные данные по смещению звёзд, чем за 50 лет наблюдений с помощью наземного телескопа», — замечает один из участников исследования Роланд ван дер Марел (Roeland van der Marel).

Сверху: центральная часть ω Центавра. Снизу: предсказанные смещения звёзд в области, отмеченной на верхнем изображении, в ближайшие 600 лет. (Иллюстрация НАСА, ESA, J. Anderson и R. van der Marel.)

Сравнивая снимки, авторы отметили перемещения около 100 тыс. звёзд скопления. На основании этих данных была построена карта движения светил в ближайшие 10 тыс. лет.

Анализ динамики ω Центавра также позволил установить верхний предел массы чёрной дыры, которая может находиться в скоплении. Стоит заметить, что полученное значение — 12 тыс. солнечных масс — не соответствует той величине (40 тыс. солнечных масс), которая приведена в статье учёных, первыми заговоривших о возможности существования чёрной дыры в ω Центавра.

Результаты работы изложены в двух статьях, опубликованных в издании The Astrophysical Journal; препринты статей (первой и второй) можно скачать с сайта arXiv.

"Компьюлента"