Главная » 2010 » Декабрь » 15 » На Титане, возможно, обнаружены криовулканы
На Титане, возможно, обнаружены криовулканы

Обрабатывая данные с зонда «Кассини», американские учёные обнаружили свидетельства существования криовулканов на Титане, крупнейшем спутнике Сатурна.

Криовулканы, которые должны встречаться на «ледяных» лунах, действуют подобно вулканам на Земле и спутнике Юпитера Ио, но извергают не силикатную лаву, а воду, аммиак, метан и другие летучие вещества в жидком и газообразном состояниях. Убедительным свидетельством активного криовулканизма на Энцеладе стали так называемые тигровые полосы — протяжённые разломы, из которых вырываются вода и ледяные частицы. Заметных следов на поверхности спутника они не оставляют.

Криовулканы Титана могут походить на земные ещё и по внешним признакам. Подходящие формы рельефа (к примеру, области Ganesa Macula и Tui Regio) учёные уже находили, но представить надёжные доказательства не получалось.

Новая информация относится к области Sotra Facula с координатами 15˚ ю. ш., 40˚ з. д. Используя радиолокационные изображения и данные картирующего спектрометра, работающего в видимой и инфракрасной областях спектра, исследователи построили топографическую карту местности, создали её трёхмерную версию и выделили участки с разным составом вещества, находящегося на поверхности.

Возвышенность и расположенная по соседству впадина в области Sotra Facula. Для наглядности трёхмерное изображение растянуто по вертикали в десять раз. Цвета соответствуют разному составу вещества на поверхности. (Иллюстрация НАСА / JPL-Caltech / USGS / University of Arizona.)

На синтезированных изображениях выделяется «гора» высотой около 1 000 м, рядом с которой находится полуторакилометровой глубины впадина, напоминающая вулканическую кальдеру — крупную котловину с крутыми склонами. Здесь же обнаруживаются пальцевидные потоки вещества, которое имеет специфический состав. «Всё это относится к явным признакам вулканического ландшафта, — говорит планетолог Джеффри Каргел (Jeffrey Kargel) из Аризонского университета. — Возвышенности, конечно, могут иметь тектоническое происхождение, но криовулканическая гипотеза даёт гораздо более простое объяснение».

В 450 км к северу была найдена вторая «гора» километровой высоты со следами истечения вещества.

Если эта информация подтвердится, учёные получат возможность объяснить тот факт, что запасы метана в атмосфере спутника пополняются. «Метан, разрушаемый ультрафиолетовым излучением Солнца, должен был давно уйти из атмосферы, но мы этого не наблюдаем, — поясняет участница работ Линда Шпилькер (Linda Spilker). — А криовулканы вполне способны доставлять новые порции CH4 из недр Титана».

Лаборатории реактивного движения.