Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » В Галактике найдены загадочные сверхгигантские пузыри
В Галактике найдены загадочные сверхгигантские пузыри

Космический телескоп Fermi принёс удивительное открытие: в Млечном Пути существует непонятная структура, излучающая в гамма-диапазоне. Её размеры сопоставимы с самой Галактикой.
Дуг Финкбинер (Doug Finkbeiner) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) первым выявил странное образование в наборе данных. Астроном заявил: "Мы видим два гамма-излучающих пузыря, которые простираются на 25 тысяч световых лет к северу и к югу от центра Галактики. Мы не понимаем в полной мере их характер или происхождение".
Предыдущие обзоры не могли выявить эти образования из-за диффузного галактического гамма-излучения. Оно генерируется, когда электроны, движущиеся с околосветовыми скоростями, сталкиваются с фотонами. Этот фон заполняет всё небо. Он и мешает рассмотреть пузыри в деталях.

Однако теперь учёные воспользовались высокой чувствительностью телескопа Fermi и к тому же составили более точную модель диффузного излучения, позволившую вычесть его из общего потока данных. Так на карте Галактики и проявились два огромных пятна с чётко очерченными краями. Пузыри выдают более энергичные гамма-выбросы, чем обычный фон.
Как гласит пресс-релиз NASA, одно из возможных объяснений пузырям — выброс материала (вроде галактических джетов) сверхмассивной чёрной дырой в центре Галактики. Второй вариант происхождения пузырей — мощный отток газа в результате вспышки звездообразования в центре Млечного Пути.

Примеры упомянутых процессов учёные наблюдали в других галактиках. Возможно, и наша собственная могла похвастать чем-то подобным в прошлом. По оценке астрономов, возраст гамма-пузырей — несколько миллионов лет. (Статья об этом открытии выйдет в Astrophysical Journal.)

membrana.ru