Атлант Фарнезе - это римская статуя второго века нашей эры, установленная около 1550 г. на вилле кардинала Алессандро Фарнезе (внука папы Павла III) в Капрароле (Монте-Чимини, в 56 км к северо-западу от Рима), она изображает титана Атланта, держащего на плечах небесную сферу.
Атлант Фарнезе (мраморная статуя двух с лишним метров ростом) сейчас хранится в коллекции Фарнезе в Национальном археологическом музее в Неаполе. На мраморном звездном глобусе диаметром 66 см нарисованы 41 созвездие, небесный экватор, тропики и эклиптика.
На сфере Фарнезе нет изображений отдельных звезд. Изображены именно фигуры созвездий, показанных зеркально, в так называемом классическом стиле, т.е. так, как они видны, если смотреть на небесную сферу "извне". (Есть предположение, что наиболее яркие звезды все же наносились серебряными кружочками.)
Это самый ранний сохранившийся звездный глобус, наглядно отразивший греко-римскую традицию деления неба на созвездия.
Несмотря на то что эта скульптура датируется II в. н.э., возможно, что это - копия значительно более ранних подобных моделей. Считается, что пик популярности таких небесных глобусов восходит к временам Гиппарха (П в. до н.э.) и Евдокса (IV в. до н.э.).
Глобус, представляющий собой позолоченную серебряную сферу в выгравированными фигурами созвездий диаметром шесть с половиной сантиметров. Предполагают, что он является копией с более древнего глобуса, вероятно III-I в. до н.э.
Сделанный из драгоценного металла, существующая сфера - работа ювелира, который не был хорошо осведомлен в астрономии и вероятно просто копировал с существующей сферы, вероятно была восстановленным астрономическим глобусом, так как он, кажется, воспроизводит заклепки искренне, беря их для астрономических символов: как небольшие круги под Большой Медведицей и надо Львом.
Глобус далек от астрономических норм периода Гиппарха, хотя положение созвездий относительно главных астрономических кругов не произвольно. Известные ошибки включают: огромный размер и ориентацию Близнецов ( перпендикулярен параллельным кругам так, чтобы их ноги заняли место, которое должно содержать туловище Ориона); клешни Рака, бывшего не в состоянии поворачиваться к Льву; голова Дракона, мимолетного к югу от Северного Полярного Круга (это должно быть под ногой Геркулеса, который должен был сокрушителем), и Кассиопея помещена, параллельно тропикам (она должна опираться на Северный Полярный Круг, так как она была временно отстранена в небе вверх тормашками как наказание за ее гордость). Другие иконографические особенности также стоят упоминать. Самые интересные , Рыбы: вместо того, чтобы присоединяться к друг другу позади Кита они спускаются от одного из передних копыт Овена. Это возвращается к ранней традиции, происходящей от "Катастеризмах" Псевдоэратосфена и Гигина в "Астрономии".
Стрела отсутствующая на глобусе Farnesi и неопределенной формы на сфере Майнца, является здесь легко опознаваема. Его средняя часть пересечена колюром в период солнцестояния (это должно быть на восток этого круга), который может отразить, снова, традицию, отраженную в "Катастеризмах" и Гигина в . Треугольник, который не представлен в других двух земных шарах, также присутствует.
Созвездие Пегаса не имеет никаких крыльев (и поэтому нельзя было бы строго говоря назвать Pegasus), который является уникальным в иконографии этого созвездия, хотя это отражает астрономическую доктрину до Птолемея (приблизительно 150 нашей эры), кто был первым астрономом, который захватит звезды в Пегасе однозначающее как крылья. До Птолемеем, Лошадь иногда идентифицировалась с Пегасом, как предложено в "Катастеризмах", который показывает, что в течение 3-его столетия до н.э две традиции иконографии этого созвездия были в конфликте: " Одно единственное видит переднее тело Лошади, до его пупа. Согласно Aрату, это - лошадь Геликон, одним ударом копыта, заставленного возникать фонтан, который по этой причине называют источником вдохновения (Фонтан Лошади). Другие говорят, что это -Пегас, лошадь, которая летела к звездам после падения Bellerophon. Однако определенные люди находят эту интерпретацию вряд ли, так как фигура не имеет никаких крыльев. "Другая известная особенность - то, что голова Андромеды касается живота Лошади, альфа Андромеды, являющаяся той же самой звездой как дельта-Пегаса, особенность которой прокомментировал Aрат.
В случае Кита, кит преследующий Андромеду, гравёр инвестировал небольшое образное усилие, просто представляя как дельфин.
Созвездия, представляющие людей и животных не интерпретируются как мифологические характеры, но как голые фигуры без признаков: Близнецы не идентифицированы с Солонкой и Поллуксом (или ни с какими другими известными близнецами); Становящийся на колени Человек не идентифицирован с Геркулесом, ни с Ганимедом.
Различные созвездия, возможно, были скопированы из различных источников из-за их стилистических несоответствий: Овен, Кигнус, и Лира все точно казнены, тогда как две собаки только примерно изображены. За исключением Овена и Льва, едва индивидуализированы четвероногие животные: Медведица и Малая Медведица и Заяц все напоминают собак. Мужские фигуры также имеют довольно юную анатомию.
Важная особенность глобуса демонстрирует, что гравёр игнорировал, или не сознавал нормы представления созвездий: он не изобразил созвездия с точки зрения наблюдателя вне астрономической заглянувшей сферы (с задними частями созвездий, превращенных к зрителю), но как раз наоборот. Все фигуры, которые должны быть замечены по задней части, показывают от фронта, за исключением Стрельца. Как следствие, он изобразил несколько неуклюжих фигур: Водолея, Персея (держащуго арфу левой рукой), и Oриона (чья туника показывает его левое плечо). Только одна ошибка этого типа была сделана создателем земного шара Farnese, который показывает Андромеде от фронта, но ее превращенной ногой так, чтобы единственное могло быть замечено. Ошибки более часты чем на сфере Майнца, но не столь последовательны как здесь.
К сожалению детали глобуса не помогают до настоящего времени большой точностью определить возраст глобуса. Определенные детали предлагают конец Эллинистического периода (2-ое и 3-ие столетия до н.э), так как они связаны с текстами Aрата: отсутствие крыльев на Лошади и Деве; форма Весов (здесь рассматривал в старинной манере, то есть, как клешни Скорпиона, хотя это изображение до 3-его столетия нашей эры); и форма колесницы Возничего, которая является более родственной древним греческим и Эллинистическим колесницам чем , к знакомым римским примерам.
Наоборот, фигура Кассиопеи является наводящей на размышления о римском Имперском периоде. Любопытно, ее трон берет форму кольца, вызывая представления, найденные на монетах богини Рим, сидя с круглым щитом около нее (такие монеты упомянуты с конца 2-ого 3-его столетия нашей эры).
Нет никакого влияния Птолемея: три созвездия, которые последний описал как Орел, Алтарь и рыба, здесь перемещены к северу.
Это 11-самнтиметровая бронзовая сфера с выгравированными фигурами 48 созвездий.
Согласно стилистические сравнения Майнцкий глобус изготовлен в Римской империи в период между 150 и 220 н. э.. Возможно в Малой Азии которая была частью Римской империи в то время. Учитывая изображение Овена на глобусе возможно в Египте. Майнцкий глобус имеет все 48 созвездий, даже если они не полностью согласны с каталога Птолемея (Claudius Ptolemaeus).Относительная точность изображения созвездий, Млечного пути. На глобусе проведены круги: экватор, тропики, колюры равноденствий и солнцестояний, эклиптика и границы зодиакального пояса. Кроме того, зодиакальный пояс разделен на тридцатиградусные сектора.
Майнцкий глобус венчал собой гномон солнечных часов.
Глобус находится в Центральным Романо-греманским музеем немецкого города Майнц (Mainz)