Полное имя: Абу-л-Хусайн Абд-ар-Рахман ибн Умар ас-Суфи. (903—988)
Арабский астроном. Р. в г. Рей (недалеко от современного Тегерана). Приблизительно с 960 работал в Ширазе, столице государства Бундов, при дворе правителя Адуда ад-Даула, руководил астрономическими наблюдениями, которые проводили в Ширазе ибн ал-Алам, Виджан ал-Кухи, Ахмад ас-Сиджизи, Назиф ал-Касс и др.
Основной труд ас-Суфи - «Книга неподвижных звезд», которую считают одной из вершин средне вековой наблюдательной астрономии. Завершенное в 965, это сочинение содержит каталог 1017 звезд с подробным описанием 48 созвездий. Опираясь на собственные наблюдения, ас-Суфи критически пересмотрел и уточнил данные своих предшественников, главным образом Птолемея. В сочинении для каждого созвездия приведено его изображение, а также таблица звезд с их эклиптикальными координатами и звездными величинами. Каталог ас-Суфи оказал большое влияние на дальнейшее развитие астрономии, им пользовались и часто ссылались на него ал-Бируни, ибн Юнис, ат-Туси, самаркандские астрономы из обсерватории Улугбека и испанские ученые в XIII в. при создании «Аль- фонсовых таблиц». Сочинение ас-Суфи неоднократно переводилось на латинский язык в XII-XIV вв. В трактате ас-Суфи «Книга действий с астролябией» дано описание этого древнего инструмента, применяемого для механического решения задач сферической астрономии, и подробно изложены методы работы с ним. ас-Суфи изготовил небесный глобус, который описал в трактате «Книга действий с небесным глобусом». Среди других его работ - трактат о построении равносторонних многоугольников и астрологическое сочинение «Книга введения в науку о звездах и их приговорах»
Бируни (973— 1048) оставил нам много сочинений по астрономии, геодезии, географии и другим наукам . Значение этих книг состоит не только в собственном вкладе Бируни в эти науки, но еще и в том, что он собрал и обобщил результаты своих предшественников, начиная от Гиппарха, а также в том, что он постарался передать астрономические и географические знания другим народам. Так, оказавшись в 1021—1024 гг. в Индии, куда он прибыл с войсками газневидского султана Махмуда, Бируни изучает санскрит и переводит на этот язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея, сделав, таким образом, «Альмагест» доступным индийским ученым. Некоторые сочинения индийцев Бируни перевел с санскрита на арабский язык.
В своем главном астрономическом произведении «Канон Масуда» Бируни следует общему плану «Альмагеста», но использует и другие сочинения Птолемея —его «Географию», «Четырехкнижие», «Канон царей». В «Каноне Масуда» Бируни приводит результаты своих наблюдений, сравнивая их с наблюдениями своих предшественников. Среди них сводка определений наклона эклиптики к экватору по данным примерно десяти арабских и среднеазиатских астрономов, определения моментов равноденствий и солнцестояний и основанные на них определения долготы солнечного перигея, наблюдения солнечных и лунных затмений, определения широт и долгот звезд из каталога Гиппарха—Птолемея. В звездном каталоге Бируни 1029 звезд. Помимо их координат, Бируни приводит звездные величины по Птолемею и по ас-Суфи. В предисловии к этому каталогу Бируни пишет: «В этих таблицах установлены те же положения звезд, что и в книге „Альмагест", но к ним прибавлены 13° по долготе, о чем было упомянуто раньше. Это было сделано после весьма тщательного исправления их по нескольким экземплярам в разных переводах и с добавлением того, что следовало добавить, после того как они стали похожими на оригинал. Мы усердно исправляли и то, что нашел Абу-л-Хусейн ас-Суфи5, так как, хотя он и видел несоответствия, достойные изумления и порицания, это не произвело на него впечатления и он не взял на себя ответственности, чтобы исправить все это» .
Таким образом, и ас-Суфи, и Бируни видели ошибки и несоответствия в имевшихся в их распоряжении переводах «Альмагеста» (бывших, как правило, на совести переводчиков и переписчиков), но ас-Суфи не решился внести исправления, а Бируни сделал это после тщательного сличения различных копий с различных переводов, как и следовало поступать в подобных случаях. Работа, проделанная Бируни, — образец научного подхода к исследованию текста сочинения, представляющего не только чисто научный, но и исторический интерес.
В. А. Бронштэн КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ
Насир ад-Дин Абу Джафар Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси.
Азербайджанский ученый-энциклопедист. Р. в Тусе (Хорасан, Южный Азербайджан). Получил разностороннее образование. В 1235-1256 жил в крепости Аламут, столице государства исмаилитов-ассасинов. В 1256 был личным советником монгольского завоевателя Хулагу-хана, внука Чингисхана.
Основал в 1259 крупнейшую в то время в мире обсерваторию в Мараге, близ Тебриза. Она была оснащена многочисленными инструментами новой конструкции, наибольшим из которых был квадрант радиусом 36 м. В обсерватории под руководством ат-Туси работали многие известные ученые Востока, в ней было собрано много рукописей. Итогом 12-летних наблюдений марагинских астрономов с 1259 по 1271 были «Ильханские таблицы» («Зидж Ильхани»), составленные самим ат-Туси. В этом труде содержались таблицы для вычисления положения Солнца и планет, звездный каталог, а также первые шестизначные таблицы синусов и тангенсов с интервалом 1 мин. На основании наблюдений звезд ат-Туси очень точно определил величину прецессии (51,4"). Марагинская обсерватория перестала существовать в первой четверти XIV в. ат-Туси перевел на арабский язык и прокомментировал «Начала» Евклида (дал оригинальное доказательство V постулата Евклида), «Алмагест» Птолемея, труды Архимеда. В трактате по сферической тригонометрии ввел понятие полярного треугольника.
Научное наследие ат-Туси, кроме трудов по математике и астрономии, составляют также работы по оптике, философии, логике, этике.
Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури (1048-1123) — всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ. Писал на арабском и персидском языках.
После того, как бухарский хакан признал себя вассалом огромного Сельджукского государства, Хайям прибывает в его столицу Исфахан ко двору Малик-шаха для участия в реформе иранского солнечного календаря. С 1074 возглавляет создание Исфаханской астрономической обсерватории — начинается двадцатилетний, наиболее плодотворный период его научной и творческой деятельности.
Омар Хайям активно занимается математикой, астрономией, философией, в 1077 завершает работу над Комментариями к трудным постулатам книги Евклида. В 1079 работа над созданием нового календаря была завершена, разработанный учеными календарь был на 7 секунд точнее ныне действующего грегорианского, однако принят он так и не был.
Издания: Омар Хайям, Рубаи. – Ташкент, 1979.
Средневековые изображения созвездий по копенгагенской рукописи трактата ас-Суфи с указанием номеров звезд по каталогу ал - Бируни.
Историко-астрономические исследования, Вып.VIII
Звездный каталог ал - Бируни с приложением каталогов Хайяма и Ат - Туси
Манускрипт Аль – Суфи 14-15 столетие