|
| | |
| Главная » 2008 » Апрель » 4 » Николай Тестоедов: Россия станет производителем нового класса спутников, которые она пока не выпускает
Николай Тестоедов: Россия станет производителем нового класса спутников, которые она пока не выпускает | 17:41 |
Проект "Экспресс-4000" стал новым этапом сотрудничества НПО прикладной
механики (НПО ПМ) и компании Thales Alenia Space. О его перспективах BG
рассказали генконструктор—гендиректор НПО ПМ НИКОЛАЙ ТЕСТОЕДОВ, а также
президент и главный исполнительный директор Thales Alenia Space ПАСКАЛЬ
СУРИС.
Николай Тестоедов: Россия станет производителем нового класса спутников, которые она пока не выпускает
BUSINESS GUIDE: В 1990-х годах Thales Alenia Space (TAS) поставляла НПО
ПМ только модули полезной нагрузки для телекоммуникационных спутников.
Теперь вы переходите к совместному производству и платформ. Что в
перспективе — закупка телекоммуникационных спутников за рубежом и
прекращение их производства в России?
НИКОЛАЙ ТЕСТОЕДОВ: Наше взаимодействие с TAS началось с проекта SESat
для европейской компании Eutelsat. Вариант закупки готового модуля
полезной нагрузки позволил нам тогда быстро реализовать этот проект, не
тратя годы на его увязку. Готовый и испытанный модуль, который нам
привозили из Франции, мы ставили на платформу, проводили стыковку и
комплексные испытания всего спутника. Затем его грузили в контейнер,
отправляли на космодром и запускали. Так было и на нескольких
последующих аппаратах серии "Экспресс-А". Но больше половины стоимости
спутника приходилось на модуль полезной нагрузки — тем самым деньги
российских налогоплательщиков уходили за границу на поддержку там
рабочих мест. Сегодня на спутниках "Экспресс-АМ" ситуация изменилась.
Все сотовые панели для конструкции как платформы, так и модуля полезной
нагрузки делает НПО ПМ. Проект новой платформы "Экспресс-4000" позволит
нам изменить всю схему сотрудничества: отдельного модуля полезной
нагрузки существовать не будет. Мы делаем российскую конструкцию из
сотовых панелей, российские приборы и аппаратуру, двигательную
установку, гироскопы, солнечные батареи, системы сброса тепла. А дальше
на спутник ставится аппаратура полезной нагрузки производства TAS в
виде отдельных элементов. В итоге получается конечный российский
продукт с зарубежными комплектующими. Причем из TAS мы будем получать
не готовый модуль, а только отдельные приборы и вся сборка и испытания
будут вестись у нас. Так сейчас делается при изготовлении спутников
"Луч-5А" (запуск в 2009 году.— BG) и "Луч-5В" (2010 год.— BG). В
дальнейшем на больших телекоммуникационных спутниках, предусмотренных
Федеральной космической программой РФ, которые мы предлагаем строить на
базе платформы "Экспресс-4000", доля российских комплектующих будет
увеличиваться от аппарата к аппарату.
BG: В чем преимущества сотрудничества с TAS в проекте "Экспресс-4000"?
Н. Т.: Россия становится производителем нового класса спутников,
которые она пока не выпускает. Сегодня ни одна российская и даже ни
одна европейская компания не производит спутники с мощностью
энергопитания полезной нагрузки 14 кВт. При этом общая вырабатываемая
мощность энергии на таком спутнике должна быть 18 кВт. 4 кВт нужно на
работу систем платформы и для компенсации деградации
фотопреобразователей солнечных батарей.
BG: Есть ли потребность на рынке в таких спутниках?
Н. Т.: ФГУП "Космическая связь" уже выставило исходные данные на
аппараты этой серии. 29 декабря мы провели совместно с TAS презентацию
аппарата "Экспресс-АМ4" на базе платформы "Экспресс-4000" с
характеристиками, удовлетворяющими их требованиям. Правда, пока в
"Космической связи" заявляют, что данная платформа не имеет летной
квалификации. Это да, но на сегодняшний день ни один существующий в
Европе и России проект платформы с такими характеристиками такой
квалификации не имеет. НПО ПМ разработало и изготавливает легкую
платформу "Экспресс-1000", проводит наземную отработку более тяжелой
платформы "Экспресс-2000". Но когда появилась потребность у Минсвязи РФ
в тяжелом спутнике, мы поняли, что "Экспресс-2000" не удовлетворяет
требованиям министерства. Кроме того, "Экспресс-2000" не имеет еще
летной квалификации. Платформа Spacebus-4000 имеет летную квалификацию,
но не отвечает требованиям Минсвязи. Поэтому мы сделали на основе
платформы "Экспресс-2000" и элементов платформы Spacebus-4000 проект
новой платформы "Экспресс-4000", сочетающей достоинства обоих
прототипов. Причем новый проект "Экспресс-4000" имеет ряд существенных
преимуществ: на него, в отличие от "Экспресс-2000", можно поставить
стандартный апогейный двигатель для запуска спутника на зарубежных
ракетах-носителях, если такое условие выставит заказчик.
BG: Кого вы видите заказчиками платформы "Экспресс-4000"?
Н. Т.: Мы видим три типа заказчиков этой платформы. Прежде всего через
ФГУП "Космическая связь" мы предлагаем ее Министерству связи и
информационных технологий РФ для восполнения российской орбитальной
группировки на геостационарной орбите. После модернизации мы эту
платформу предлагаем и для высокоэллиптической орбиты. Мы также
предлагаем эту платформу после получения ею летной квалификации для
западного потребителя — она будет дешевле платформы Spacebus-4000. К
тому же сейчас у Spacebus-4000 мощность системы энергоснабжения для
полезной нагрузки ниже 14 кВт. Участвуя вместе с нами в проекте
"Экспресс-4000", TAS не надо будет "дожимать" свой Spacebus-4000 до
этих 14 кВт. Пока заказы на "Экспресс-4000" единичны. Разрабатывать
новую платформу из расчета одного-двух заказов в год нерентабельно.
Производя же ее совместно, мы разделяем финансовые риски. И, наконец,
мы предложим "Экспресс-4000" в качестве базовой платформы для
высокоэнергетических спутников Минобороны РФ.
BG: Почему НПО ПМ выбрало своим партнером TAS? Ведь производители спутников есть и в США, и в Японии.
Н. Т.: НПО ПМ вначале работало не только с TAS. Например, на одном из
спутников "Экспресс-АМ" полезная нагрузка была сделана японской
компанией NEC. Мы рассматривали варианты сотрудничества и с европейской
компанией EADS Astrium. Но по ряду совокупных причин была в итоге
выбрана компания TAS, с которой мы уже сделали совместно 15 спутников
за 15 лет.
BG: Нет опасений, что TAS сейчас у вас получит те технологии, которые
его интересуют, после чего сотрудничество станет им неинтересно и они
его свернут?
Н. Т.: Нет. До недавнего времени мы использовали технологии,
разработанные 10-15 лет назад, неприменимые для зарубежных аппаратов.
Из-за низкой надежности элементной базы мы устанавливали всю бортовую
аппаратуру в герметичный контейнер. Эта схема сопряжена со сложными
технологиями, обеспечивающими герметичность отсеков в течение
длительного периода — до 10-12 лет. За рубежом, имея высоконадежную
элементную базу, давно перешли на производство негерметичных спутников,
на которых все приборы стоят на панелях в условиях открытого космоса.
Мы только сейчас переходим на те же технологии негерметичных спутников.
НПО ПМ по такой схеме сейчас строит платформы "Экспресс-1000" и
"Экспресс-2000", спутники "Луч-5", ГЛОНАСС-К. Запад продолжает идти по
пути негерметичных аппаратов — за 15 лет наши технологии им не
понадобились.
BG: В итоге TAS получает более низкую цену и новый рынок. НПО ПМ
получает технологии и более низкую цену. Но вы отдаете TAS свой рынок?
Н. Т.: Нет, не все так просто. Почему мы используем западную полезную
нагрузку? И не только мы — и Центр имени Хруничева ее покупает, и
"Газком". Потому что в России из-за отставания по вакуумной технике нет
ни столь эффективных ламп "бегущей волны", ни приемников, ни
ретрансляторов. Они в принципе есть, но худшего качества, чем
зарубежные аналоги. Можно поставить на спутник и российскую полезную
нагрузку. Но тогда гарантийный срок его активного существования будет
не 15, а 10 лет. И его КПД будет не 70%, а 50%. Вот уже в два раза
менее эффективный спутник получается. А поскольку спутники на рынке
жестко конкурируют, кто купит спутник, который в два раза менее
эффективен по отдаче? Этот аппарат неконкурентоспособен в коммерческой
среде. Поэтому мы идем на сотрудничество с TAS, чтобы сохранить свой
рынок в России и в ближнем окружении. Для военных мы делаем спутники с
российской аппаратурой. Они идут на то, что этот спутник будет работать
десять лет, но зато это российская комплектация — это уже вопросы
независимости и национальной безопасности.
BG: К какому виду сотрудничества с TAS рассчитывает прийти НПО ПМ в перспективе?
Н. Т.: Если в начале нашего сотрудничества мы говорили в первую очередь
о рынке и цене, сегодня говорим о новых технологиях, то завтра мы будем
стремиться к тому, чтобы это было совместным производством. Не с
юридической точки зрения — мы не стремимся к созданию совместного
предприятия, так как в этом нет потребности. Существующие двусторонние
соглашения позволяют нам гибко работать друг с другом, не связываясь с
юридическими сложностями по совместному предприятию. Так, между Россией
и Францией существуют соглашения о том, что мы ввозим аппаратуру для
спутников без таможенных пошлин. Наша цель — перейти к совместному
производству таких конкурентоспособных продуктов, которые позволят нам
занять максимальную нишу в России, и часть российских комплектующих
ставить на продукцию TAS, например их платформу Spacebus-4000, чтобы
удешевить ее и также выйти с ней на новые нероссийские рынки.
Президент Thales Alenia Space Паскаль Сурис: Thales будет главным партнером российской спутниковой промышленности
BUSINESS GUIDE: Вы заявляли, что партнерство с НПО ПМ позволит Thales
Alenia Space выйти на новые рынки. По географическому или продуктовому
критерию?
ПАСКАЛЬ СУРИС: Нас интересуют оба аспекта. Сотрудничество с Thales
Alenia Space позволит России разработать новое высокотехнологичное
спутниковое оборудование, которое еще не используется российскими
спутниковыми производителями. Платформа "Экспресс-4000" будет иметь
большую мощность системы электропитания полезной нагрузки и более
длительный срок активного существования, чем существующие российские
платформы. Это позволит устанавливать на ней большее число
ретрансляторов и тем самым улучшит использование российских орбитальных
позиций на геостационарной орбите. Географический аспект также для нас
очень важен, поскольку мы получим возможность вместе с НПО ПМ выйти на
новые рынки в странах СНГ, а также в мировом масштабе с нашей
платформой Spacebus.
BG: Сотрудничество Thales и НПО ПМ начиналось с поставки модулей
полезной нагрузки для спутников. Теперь Thales будет участвовать в
производстве базовой платформы. Вы не планируете полностью занять
российский рынок собственными продуктами, вытеснив НПО ПМ?
П. С.: Наше производственное соглашение охватывает только производство
платформы "Экспресс-4000", основанной на разработках самого НПО ПМ, и
собираться она будет в России. Thales Alenia Space будет главным
партнером российской спутниковой промышленности, предоставляя некоторое
оборудование и полезную нагрузку.
BG: Вы не планируете создание совместного предприятия для продвижения
платформы "Экспресс-4000"? Если нет, то как компания Thales Alenia
Space намерена защищать свои инвестиции в проект?
П. С.: Дальнейшее развитие партнерства будет зависеть от коммерческого
успеха платформы "Экспресс-4000". Мы проведем оценку того, как в
дальнейшем лучше развивать наше сотрудничество с НПО ПМ на регулярной
основе и на фоне конъюнктуры рынка.
BG: Российский рынок невоенных телекоммуникационных космических
аппаратов сравнительно невелик: в последнее десятилетие проводился в
среднем один запуск телекоммуникационного аппарата в год. Оправдаются
ли в таком случае вложения Thales Alenia Space в проект
"Экспресс-4000"?
П. С.: Платформа "Экспресс-4000" не потребует больших дополнительных
инвестиций, поскольку использует технологии, уже сертифицированные и
используемые на орбите. Остальные вложения будут сделаны в зависимости
от складывающейся коммерческой ситуации, потребностей в других
вариантах использования платформы. Российский спутниковый рынок растет,
и Россия будет стремиться к увеличению производства коммерческих
телекоммуникационных спутников в ближайшие годы. Кроме того, я хотела
бы напомнить, что "Экспресс-4000" — многоцелевая платформа, которая
способна выполнять и другие виды задач помимо телекоммуникации.
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 54(3871) от 02.04.2008
Интервью взял Константин Лантратов |
Просмотров: 710 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|