|
| | |
| Главная » 2008 » Май » 8 » Джеймс Оберг – версия: о баллистическом спуске «Союз ТМА-11»
Джеймс Оберг – версия: о баллистическом спуске «Союз ТМА-11» | 18:11 |
На сайте IEEE Spectrum опубликована статья Джеймса Оберга (James Oberg)
"Internal NASA Documents Give Clues to Scary Soyuz Return Flight"
("Внутренний документ НАСА дает ключ к разгадке пугающего спуска
"Союза") о баллистическом спуске корабля "Союз ТМА-11", имевшем место
19 апреля нынешнего года. Весьма интересный материал. К тому же, тон
статьи достаточно спокойный, в отличии от публикаций последних дней,
которые можно было встретить в ряде российских изданий.
Как указано уже в названии статьи, автор использовал при ее
написании внутренний документ NASA "15S Ballistic Entry Outbrief"
(баллистический спуск в полете 15S), подготовленный Джорджем Кафкой
(George Kafka), руководителем Управления безопасности полетов по
программе МКС. В этом докладе содержится предварительный анализ данных
о возвращении экипажа МКС-16 и корейской космонавтки. Естестсвенно, в
объеме информации, которая на данный момент имеется в распоряжении
NASA. Оберг так и пишет, что пока можно говорить лишь о версиях
случившегося, так как точная информация может быть получена только
после того, как будет обработана телеметрия, а спускаемый аппарат
"разберут до винтика" и досконально изучат.
Как указывается в статье, самой вероятной причиной баллистического
спуска корабля "Союз ТМА-11" является нештатное разделение отсеков -
два или несколько пироболтов не сработали и в результате в плотные слои
атмосферы вошел не один спускаемый аппарат, а "связка" спускаемого
аппарата и двигательной установки. Оберг вспоминает, что подобное уже
бывало. Например, во время полета корабля "Восток" с Юрием Гагариным на
борту (1961 г.) и во время полета корабля "Союз-5" с Борисом Волыновым
на борту (1969 г.). Тогда двигательный отсек также "зацепился" за
спускаемый аппарат и оторвался лишь под воздействием атмосферы. В
апреле нынешнего года разделение произошло через 32 минуты (документ
NASA) после выдачи тормозного импульса на высоте 100 км.
В отношении перегрузок, которые испытал экипаж при спуске, во
внутреннем документе NASA указывается, что точные данные будут получены
после расшифровки телеметрии. По субъективным оценкам космонавтов, они
были 8-9 g. Но Оберг указывает, что, возможно, в течение нескольких
секунд они доходили до 11 g.
И еще два момента, на которые в своей статье указывает Оберг и которые не хотелось бы обойти вниманием.
Во-первых, по его мнению, анализ фотографий спускаемого аппарата
после приземления не указывает на то, что повреждения обшивки в
результате теплового воздействия были не столь серьезны, как об этом
писали некоторые средства массовой информации. А запах гари внутри
спускаемого аппарата, на что также указывали многие авторы статей,
появился уже после открытия клапана, выравнивающего давление внутри и
снаружи капсулы, а не на этапе прохождения плотных слоев атмосферы.
Во-вторых, Оберг пишет, что события 19 апреля были весьма
неприятными, но вновь продемонстрировали надежность корабля "Союз", в
активе которого почти 100 пилотируемых миссий. Лестная оценка, но
отражающая действительность.
И в заключение, три страницы из внутреннего документа NASA.
www.novosti-kosmonavtiki.ru
|
Просмотров: 564 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|