|
| | |
| Главная » 2008 » Июнь » 6 » Российская система спутниковой навигации
Российская система спутниковой навигации | 06:44 |
ГЛОНАСС — это российская система спутниковой навигации, до сих пор
остававшаяся в тени и использовавшаяся только в оборонных целях. До
появления ГЛОНАСС монополия на рынке спутниковой навигации принадлежала
американской навигационной системе GPS. Сейчас же в России складываются
благоприятные условия, которые помогут открыть российскую систему
спутниковой навигации для гражданского применения.
Основные преимущества навигационной системы ГЛОНАСС
Дело тут даже не в патриотизме, а в том, что широкое использование
ГЛОНАСС имеет неоспоримые преимущества. Во-первых и прежде всего,
применение системы ГЛОНАСС снимет зависимость пользователей от
иностранной системы GPS, так как теоритически США в любой момент могут
отключить доступ к своим спутникам. Во-вторых, использование обеих
систем обеспечивает получение более точных данных: с помощью
двухсистемного приемника ГЛОНАСС/GPS можно уточнить координаты,
полученные одной навигационной системой, по данным другой. В-третьих,
ГЛОНАСС использует отличный от GPS принцип передачи сигнала, который
гораздо эффективнее защищает от помех.
Роль президентского Указа в развитии ГЛОНАСС
Тем не менее, активное развитие системы ГЛОНАСС в гражданских целях
началось совсем недавно, после выхода 17 мая 2007 года президентского
Указа «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы
ГЛОНАСС в интересах социально- экономического развития Российской
Федерации». (Указом устанавливается, что для обеспечения безопасности
Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая
для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных
им организаций, должна функционировать с использованием сигналов
системы ГЛОНАСС).
Основные отличия российской навигационной системы ГЛОНАСС от американской GPS
Но, несмотря на президентский Указ, навигационные системы GPS на данный
момент все еще гораздо более распространены в России, чем ГЛОНАСС. Это
связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, аппаратура GPS в силу
широкой распространенности обладает более низкой стоимостью. Это в
основном связано с массовостью производства GPS-приемников. Сейчас
производители приемников ГЛОНАСС постепенно выходят на более масштабные
партии, что должно привести к снижению цен. Во-вторых, GPS пока еще
обеспечивает более широкое покрытие территории сигналом. ГЛОНАСС в свою
очередь стремительно сокращает этот разрыв по мере ввода в действие
новых и новых спутников. Так что перед российскими производителями
спутниковых навигационных приемников стоит ряд задач, решение которых
позволит сделать системы на базе ГЛОНАСС более конкурентоспособными. В
область задач входит: удешевление оборудования, снижение
энергопотребления, уменьшение габаритов аппаратуры.
Области применения ГЛОНАСС
Спутниковая навигация ГЛОНАСС имеет очень широкую область применения,
которая может ограничиваться лишь фантазией и финансовыми
возможностями: от оснащения устройствами ГЛОНАСС служб МЧС, силовых
ведомств, грузового пассажирского транспорта до использования частными
лицами, например, водителями, чтобы миновать пробки, или домохозяйками
для наблюдения за детьми и домашними питомцами. Тем не менее, на
сегодняшний день основной сегмент рынка, на котором могут развернуться
российские производители систем навигации, это мониторинг
автотранспорта.
ГЛОНАСС помогает вневедомственной охране в контроле грузов
В течение нескольких лет системы мониторинга автотранспортных средств
применяются в подразделениях вневедомственной охраны для контроля
патрульных автомобилей. В результате их использования повышается
скорость реагирования на полученные вызовы о совершенных преступлениях
и правонарушениях. В большинстве случаев такие системы используют для
передачи сведений о местонахождении автомобилей канал УКВ-связи. Этого
вполне достаточно для работы системы в пределах города. Однако при
сопровождении грузов на междугородних трассах охват канала УКВ-связи
ограничен, и, во избежание установки дорогостоящих ретрансляторов
УКВ-сигнала, есть смысл внедрять иные технологии передачи сигнала.
На базе использования спутниковой навигации построен автокоридор
безопасности «Москва-Воронеж», создаваемый Министерством внутренних дел
в рамках реализации Концепции федеральной системы мониторинга
критически важных и/или потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ
и опасных грузов. Для построения автокоридора выбрана система
мониторинга подвижных объектов «Алмаз».
ГЛОНАСС в ряду других навигационных систем, существующих на российском рынке. Особенности различных навигационных систем.
В нашей стране многие компании выпускают навигационное оборудование
различного технического и ценового уровней. Из них в список
рекомендованных МВД России включены четыре системы мониторинга
подвижных объектов: «Арго-Страж» (производства ЗАО «Навигационные
системы», г. Омск), «Аркан-СМ» (ГК «Аркан», г. Санкт-Петербург),
«Алмаз» (ООО «Кодос-Б», г. Москва) и «Приток» (ООО «Охранное бюро
Сократ», г. Иркутск). На рынке присутствует и множество других систем
мониторинга. Они предназначены, во-первых, для отслеживания текущего
положения автомобилей групп задержания, что позволяет более эффективно
выполнять оперативные задачи, и, во-вторых, для охраны и сопровождения
автотранспорта заказчиков. Любая система мониторинга подвижных объектов
включает в себя диспетчерский центр (ДЦ), состоящий из одного или
нескольких рабочих мест операторов, и терминальные устройства,
устанавливаемые на подвижных объектах (автомобилях, вагонах, речных и
морских судах и т.д.). При этом каждая из систем имеет свои особенности
в ключевых моментах: в части определения координат подвижного объекта и
в части организации связи с объектами.
Например, функционирование системы «Аркан» основано на использовании
собственной радиосети, базовые станции которой обеспечивают и передачу
данных, и определение местоположения транспортного средства методом
пеленгации. Это дает возможность осуществлять мониторинг транспорта на
территориях, покрытых сетью пеленгаторов (что имеет место, например, в
Санкт-Петербурге). Но мониторинг транспорта в масштабах регионов и
федеральных округов при таком принципе работы системы был бы возможен
лишь при развертывании сетей пеленгаторов вдоль трасс, что сопряжено со
значительными финансовыми затратами.
Другие системы - «Арго-Страж» и «Приток» - известны, прежде всего,
бортовыми устройствами, передающими информацию по УКВ-каналу.
Преимущество данного способа состоит в том, что полностью исключаются
затраты на передачу данных. Однако охват территории при этом также
ограничен дальностью УКВ-связи, то есть до 40 км (даже на открытой
местности). Так что на больших расстояниях требуется использовать
ретрансляторы, что опять-таки весьма затратно. Помимо названных на
рынке присутствует и множество других систем мониторинга, правда не
рекомендованных МВД России.
Среди наиболее известных можно назвать семейство систем
«БизнесНавигатор» от компании «М2М Телематика», «CityPoint» (компания
«Юником»), систему «PositionReport» компании «ИТС-Софт», использующую
оборудование различных производителей, а также системы, предлагающие
услуги охраны частным автовладельцам: «Цезарь-Сателлит», «Автолокатор»,
«Андромеда», «Эшелон», «AutoConnex» («CobraConnex») и многие другие. Но
на эти системы, как уже было замечено, не распространяются рекомендации
МВД России по применению в органах внутренних дел.
Однако к решению задачи по обеспечению безопасности автокоридоров,
которая была поручена Департаменту государственной защиты имущества МВД
России (вневедомственной охране), на момент начала работ по созданию
автокоридора «Москва-Воронеж» ни одна из существующих систем не была
готова. Во многом это связано с тем, что структура вневедомственной
охраны требует автоматической передачи контроля над объектом,
проходящим по трассе, своим отдельным территориальным подразделениям в
соответствии с текущим местонахождением объекта. Существующие же
системы, в основном, предполагают наличие единого диспетчерского центра
(ДЦ), на который поступает информация от объекта, где бы он ни
находился.
Система «Алмаз» - основные особенности
Компания «Кодос-Б», разработчик и производитель навигационной системы
«Алмаз», одной из первых перевела свою систему мониторинга мобильных
объектов на работу с использованием российской навигационной системы
ГЛОНАСС. В терминальном устройстве «Титан-10», которое используется в
системе, вместо импортного модуля GPS был установлен модуль ГЛОНАСС/GPS
производства ОАО «Российский институт радионавигации и времени» (РИРВ).
Система «Алмаз», построенная на базе спутниковых технологий
позиционирования ГЛОНАСС/GPS, GSM- и УКВ-связи, используется
Межрегиональным координационным центром МВД России по охране имущества
при его транспортировке (МКЦ) с 2005 года. Бортовое оборудование
системы «Алмаз» – устройство «Титан-10» – обладает рядом интересных
особенностей:
• наличие 8 дискретных и 4 аналоговых входов;
• 8 управляющих выходов, позволяющих устанавливать не только
состояния «включено» и «выключено», но и выдавать сложные последовательности импульсов;
• встроенный источник резервного питания, рассчитанный на работу в условиях низких температур;
• ударопрочный металлический корпус с дополнительной крышкой для защиты электронной схемы;
• голосовая связь между оператором ДЦ и объектом (двусторонняя или скрытая);
• цифровой диктофон;
• «черный ящик», позволяющий сохранить информацию в энергонезависимой
памяти устройства без затрат на непосредственную передачу в ДЦ;
• контроль самим устройством нахождения в заданных координатных зонах, отправка сообщений при входе/выходе из зоны;
• наличие последовательного порта для связи с компьютером или подключения второго канала связи;
• работа терминального устройства и по GSM, и по УКВ-каналам с автоматическим выбором доступного вида связи;
• возможность обновления микропрограммы устройства непосредственно на объекте.
Программное обеспечение системы «Алмаз» обеспечивает отображение
автомобилей, оснащенных терминальными устройствами, на электронной
карте местности, отслеживание их нахождения в заданных зонах
патрулирования, контроль маршрутов, составление отчетов и многое
другое. Наиболее интересными для построения автокоридора оказались
развитые сетевые функции системы: возможность подключения
полнофункциональных удаленных рабочих мест к диспетчерским центрам, а
также возможность создания сетей диспетчерских центров, каждый из
которых работает самостоятельно, но под контролем головного ДЦ.
Как работает «Алмаз»
Именно то, что система «Алмаз» изначально проектировалась и создавалась
как разветвленная, многоуровневая, рассчитанная на совместное большое
количество диспетчерских центров в единой сети, позволило компании
«Кодос-Б» в кратчайшие сроки адаптировать свою систему под новые
требования. Разработчикам «Алмаза» для решения поставленной МВД России
задачи было необходимо лишь добавить в систему процедуру автоматической
передачи данных движущегося объекта между диспетчерскими центрами в
соответствии с нанесенными на карту границами зон ответсвенности
подразделений. Теперь, выйдя из зоны ответственности одного ДЦ,
автомобиль, с помощью новой версии программного обеспечения,
последовательно передается на охранное обслуживание другим
диспетчерским центрам. В системе присутствует также головной ДЦ, на
протяжении всего пути следования объекта собирающий информацию об
автомобиле со всех диспетчерских центров. Диспетчерские центры системы
«Алмаз» в рамках коридора безопасности уже размещены в МКЦ, отделах
вневедомственной охраны Ленинского, Домодедовского, Ступинского,
Каширского районов Москвы, Управлениях вневедомственной охраны по
Тульской, Липецкой и Воронежской областям.
«БРИФ-Обозрение»
http://www.gazeta-brif.ru/index.php?section_ID=1&page_ID=10
|
Просмотров: 1384 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|