|
| | |
| Главная » 2008 » Июнь » 20 » Выступление Администратора НАСА Майкла Д. Гриффина в Парламентской группе Французской национальной ассамблеи
Выступление Администратора НАСА Майкла Д. Гриффина в Парламентской группе Французской национальной ассамблеи | 16:47 |
5 июня 2008 Уважаемый президент Акуайэ, члены Парламентской группы по космосу,
высокие гости. Хочу выразить признательность за предоставленную мне
возможность обратиться к вам сегодня. Для меня большая честь быть с
вами и иметь возможность обсудить двустороннее сотрудничество с
Францией равно, как и в более широком плане, сотрудничество Европы с
НАСА в области космоса, а также мое понимание относительно перспектив
исследования космоса в будущем. Я твердо верю в то, что будущее
предоставит нам широкие возможности для полновесного сотрудничества, но
это потребует напряженной работы и решимости в достижении поставленных
целей. Принимая во внимание тот факт, что Франция в этом году
председательствует в Евросоюзе, а также предстоящий в ноябре
Министерский совет ЕКА, на котором планируется определить курс на
будущее, я осознаю, что сейчас выступаю в судьбоносное время, когда
Франция осмысливает, как ей наилучшим образом использовать свое
лидерство в космосе на благо своих граждан и европейского сообщества.
Среди высоких гостей, находящихся здесь, я, пользуясь случаем, хотел
бы отметить генерального директора ЕКА Жан-Жак Дордена, председателя
Правления Германского авиационно-космического центра (ДЛР) профессора
Яна Вернера и президента Итальянского космического агентства (ИКА)
профессора Джованни Биньями. Это действительно честь выступать перед
такой достойной группой коллег, стоящих на передних рубежах космической
деятельности Европы.
Мы довольны тем, что у нас отличные отношения как с КНЕС, так и с
ЕКА, ДЛР и ИКА, а также имеются определенные преимущества в
сотрудничестве с ними в области исследования космического пространства
в мирных целях. В области исследования космоса мы рассчитываем на
продолжение работы с Францией, Германией, Италией и ЕКА, со всеми
нашими европейскими партнерами.
Находясь здесь, не могу не выразить свои соболезнования
Парламентской группе по космосу в связи с кончиной ее председателя,
депутата Парламента доктора Кристиана Кабаля. Подготовленный им вместе
с сенатором Револем доклад «Космическая политика: дерзость или падение»
- это прекрасный анализ вызовов, стоящих не только перед Францией, но и
лидерами всего мира, исходя из того, что мы рассматриваем в качестве
наших следующих шагов в области исследования космического пространства.
В начале своего выступления хотелось бы особо выделить очень важный
аспект в отношениях между Францией и США, а именно то, что в течение
длительного времени Франция является самым тесным партнером США в
области исследования космоса по многим моментам. Например, НАСА имеет с
Францией больше действующих соглашений о сотрудничестве в космосе, чем
с любой другой страной. Речь идет об отношениях, которые берут свое
начало на заре космических полетов. Хочу отметить, что первый
представитель НАСА за рубежом был размещен в Париже в 1964 году. Эта
позиция, которой мы придерживаемся все это время, поэтому база нашей
деятельности в Европе продолжает находиться во Франции. В январе 2007
г. бывший тогда министром высшего образования и научных исследований
Франк Гилар и я подписали рамочное соглашение между США и Францией о
взаимодействии в области исследования и использования космического
пространства в мирных целях. При подписании этого соглашения,
являющегося основой для дальнейшего сотрудничества в космической
области между нашими странами, министр Гилар и я подчеркнули жизненно
важную роль, которую может играть крепкая программа по исследованию
космоса для поддержания наших экономических интересов и интересов
национальной безопасности, продвижения инноваций, для стимулирования
развития теоретической и прикладной науки, техники и технологий. Хотел
бы поблагодарить руководство Группы по космосу и Национальную
ассамблею, гарантировавших ратификацию этого соглашения.
Сотрудничество НАСА с Францией касается почти всех аспектов нашей деятельности в авиационно-космической области.
В области авиационных исследований НАСА тесно сотрудничает с
Французским национальным-космическим центром и другими по разработке
лучшего понимания вопросов, касающихся обледенения в ходе полета
самолета.
Что касается космической науки, то в дополнение к длительному
успешному сотрудничеству в планетарных миссиях, включая программу
исследования Марса, различные французские институты и ученые внесли
важный вклад в космический телескоп НАСА GLAST. Этот телескоп помогает
нам изучать черные дыры, источник гамма-лучевых взрывов, наиболее
мощных взрывов во вселенной, солнечные вспышки, происхождение
космических лучей и другие аспекты. В будущих научных космических
миссиях предполагается изучение темной энергии. Давнюю историю имеет
франко-американское сотрудничество по изучению Земли, начиная с таких
миссий, как «ТОПЕКС/Посейдон» и в последствии «Ясон-1» и «КАЛИПСО». Эти
успешно осуществленные миссии позволили нам лучше понять циркуляцию
океанов, погоду, климатические изменения и качество воздуха. Они
наглядно продемонстрировали эффективную модель перехода от
теоретических изысканий к прикладным аспектам повседневной жизни.
Эти несколько примеров иллюстрируют значительную выгоду от нашего
сотрудничества, причем не только для Франции и США, но и для миллионов
людей во всем мире. У меня нет никаких сомнений, что такое плодотворное
сотрудничество будет продолжаться и в будущем.
Другим аспектом, который наверняка вызовет Ваш интерес, является
сотрудничество в области пилотируемых программ. В этой связи, я должен
отметить, что НАСА и страны, участвующие в программе МКС, прошли
большой путь с момента трагической гибели челнока Колумбия в феврале
2003 года. Эта трагедия заставила Правительство США пересмотреть
стратегические приоритеты пилотируемых космических полетов. Как
результат, в США разработана долговременная программа исследования
космоса с использованием пилотируемых и автоматических космических
аппаратов в различных целях, которые, я надеюсь, разделяют и страны
Европы.
Когда я изучаю документ «Европейская космическая политика»,
опубликованный в мае ЕКА и Европейской комиссией, и когда я читаю
доклад сенатора Револя и доктора Кабаля, выпущенный в феврале, или
просматриваю комментарии Президента Франции Саркози, сделанные в Куру в
этом году, я вижу, что у нас много общего. Мы (США и Франция) видим
космос как стратегическое пространство, которое генерирует
многочисленные дивиденды для наших экономик и наших граждан. Мы
рассматриваем это как мотив для активизации мирного международного
сотрудничества. Мы рассматриваем исследование космоса вообще и
пилотируемые полеты в частности, как безальтернативное направление
нашего развития. Мы видим, что это развивает у наших детей интерес к
изучению математики, точным наукам, с тем, чтобы стать соучастниками
этого великого процесса. Как заметил президент Саркози, доступ в космос
это признак главных индустриальных держав.
По этой причине, как вы понимаете, и по многим иным, США никогда не
свернет с выбранного пути. Итак, после аварии «Колумбии» США выработали
новую политику в области космоса. С моей точки зрения, она лучшая из
того, что мы разрабатывали. Она строится на наших достижениях,
объединяет в единое целое все, чего мы достигли, и открыта для наших
долговременных партнеров, таких, как Франция. Что касается пилотируемых
полетов, мы решили заменить шаттлы, разработанные в 70-х, новым
носителем, который сможет выводить нагрузки за пределы низких
околоземных орбит, будет дешевле и безопаснее в эксплуатации, и будет
полезен нашим детям и внукам для полетов на Марс и другие планеты.
Пилотируемый корабль ORION и ракета-носитель Ares сегодня
разрабатываются в этих целях.
Первый этап нашей новой политики заключается в окончании
строительства и эксплуатации МКС совместно с нашими международными
партнерами. Я глубоко удовлетворен прогрессом в этом направлении.
Начиная с полета шаттла «Дискавери» три года назад, шаттлы осуществили
9 успешных полетов к МКС. Продолжающиеся полеты становятся все более
технически сложными, но они успешны, благодаря высоким навыкам
участвующих в программе людей.
Европейский астронавт Леопольд Эйхартс один из этих людей. К чести
Европейского корпуса астронавтов и ВВС Франции, генерал Эйхартс прибыл
на МКС на шаттле «Атлантис», стал членом 16-го экипажа МКС и вернулся
на Землю на шаттле «Индэвор» в марте. На МКС он протестировал и ввел в
эксплуатацию европейский модуль «Колумбус», чем заложил краеугольный
камень для Европы и нашего сотрудничества. Кульминацией многолетних
усилий Европы стала возможность проводить на модуле «Колумбус»
исследования в области материаловедения, физики жидкости, науки о
жизни, наблюдения за Землей. Это является главным вкладом в МКС и
демонстрирует зрелость и совершенство Европейской космической индустрии.
В связи с запуском грузового корабля ATV ранее в этом году позвольте
еще раз повторить, то, что я говорил 3-го апреля 2008 г. Как и многие
мои коллеги, я счастлив видеть, что первый корабль назван в честь
французского писателя, который был увлечен космосом так же, как и мы. Я
горжусь моими европейскими партнерами за удачную стыковку корабля «Жюль
Верн» с МКС. Я аплодирую достижениям европейцев. Только США и Россия
проводили до этого автоматическую стыковку в космосе. В комбинации с
запуском модуля «Колумбус» и успехом ATV эти события обозначили
становление Европы как полноценной космической державы. Сейчас, когда
носитель ATV введен в эксплуатацию, мы надеемся, что Европа будет
использовать его полномасштабно, предоставляя НАСА и другим
международным партнерам возможности по доставке грузов в космос в
дополнение к существующим. Коммерческие услуги, аналогичные программе
НАСА COTS (коммерческие орбитальные транспортные услуги), над которой я
работаю, последуют в дальнейшем.
Мы с нетерпением ожидаем многочисленные доставки критически
необходимых грузов и оборудования на МКС, которые будут осуществляться
с помощью ATV. Более того, многие технологии, разработанные в
европейских странах для осуществления этой программы, дают основу для
будущих успехов, базирующихся на этом носителе. Осталось сделать
небольшой шаг от сегодняшнего “Ариана-5” и “Жюль Верна” к независимому
европейскому пилотируемому кораблю. В настоящее время, ATV является
неоценимым вкладом Европы в освоение космоса и мы ожидаем таких же
шагов в будущем.
В планах - увеличить экипаж МКС вдвое в следующем году и закончить
ее создание в 2010 году. Для тех, кто думает, что США покинет МКС,
позвольте четко заявить: мы планируем строить и эксплуатировать МКС все
следующие 10 лет. Фактически, МКС для США главная задача на ближайший
период. Исследования человеческого организма на МКС будут
непосредственно влиять на наше понимание и подготовку к будущей
деятельности на Луне и более поздних экспедиций на Марс. Далее,
Конгресс США присвоил американскому сегменту МКС статус национальной
лаборатории и предписал НАСА разработать план «повышения эффективности
использования МКС другими национальными агентствами и частным
сектором». Конгресс не легко присваивает такой статус. Итак, мне не
понятно, почему США должны покидать прекрасно функционирующую станцию,
только из-за наступления какой-то даты в календаре. Я не могу говорить
за будущую Администрацию или Конгресс, но я верю, что МКС будет
работать далеко за 2016 год и США будет частью этой программы.
Как я отметил ранее, современная политика США в области космических
исследований была порождена трагедией с «Колумбией». Одним из
заключений Комиссии по расследованию катастрофы «Колумбии» было то, что
утрата «Колумбии» и ее экипажа явила собой поворотный пункт, требующий
принятия обновленных взглядов в отношении исследований. В США план по
космическим исследованиям, выдвинутый президентом Бушем в январе 2004,
после почти двух лет оживленных дебатов, был ратифицирован со
значительной двухпартийной поддержкой в русле Разрешительного Акта НАСА
от 2005 года. Республиканцы и демократы в США могут иметь разногласия
по многим вопросам, однако они сочли развитие последовательной политики
в отношении космоса общим делом.
После принятия наших международных обязательств по МКС, политика
направляет нас на расширение присутствия человека и роботов по всей
солнечной системе, сначала на Луне и затем в других направлениях, таких
как Марс. В этом отношении, я должен подчеркнуть, что как часть этой в
высшей степени честной политики, мы также должны изыскивать возможности
для международного сотрудничества в сферах нашей деятельности. Я
вернусь к детальному обсуждению этого вопроса позже.
Однако прежде чем я это сделаю, позвольте мне рассказать о некоторых
вызывающих беспокойство моментах услышанных мной в отношении пути
избранного США в исследовании космоса. Кое-кто во Франции во время
обращения президента спросил, что получит Франция от желания Америки
вернуть человека на Луну. Совсем недавно в Европе предположили, что
любое рассмотрение миссий на Луну является отвлечением от реальной цели
пилотируемого полета на Марс. Другие предрекли, что значительное
изменение в космической политике США произойдет наряду с президентскими
выборами, так что лучше сидеть в сторонке и ждать, что сделает
следующая Администрация США. У меня есть несколько замечаний в связи с
этими вопросами.
Во-первых, гражданская космическая политика США специально
разработана на длительный срок, для ее систематического внедрения, в
рамках финансовых возможностей, невзирая на неоднократные смены
Администрации и Конгресса. В сущности, те, кто стоит за продолжение
пилотируемых полетов, т.е. значительное большинство высокопоставленных
чиновников США, согласны с тем, что у нас нет иного выбора, как
продолжать двигаться в нынешнем направлении. В то время как в отношении
деталей плана НАСА непременно будут проходить споры, на мой взгляд, в
нашей общей политике не произойдет значительных изменений. Сегодняшняя
гражданская космическая политика США имеет широкую двухпартийную
поддержку.
Во-вторых, после почти тридцати лет службы, программа Space Shuttle
свернется в 2010 г. Шаттл сейчас стареющий, хрупкий и далее растущий в
цене корабль. Производственные линии сейчас в процессе остановки.
Поставщики более не производят определенные ключевые запчасти. Продавцы
уходят в другие сферы бизнеса. Тем временем, скоро войдут в строй наш
корабль «Орион» и ракета-носитель «Арес-1». На производство основных
компонентов «Ориона» и «Ареса-1» был заключен контракт в 2007 году.
Инженерная модель Ориона построена и будет использована в сентябре
этого года для испытания системы аварийного спасения при запуске.
Первый испытательный полет «Ареса» – «Арес1-Х» запланирован на середину
2009 г.
Наконец я должен отметить, что хотя разрыв между шаттлом и «Орионом»
будет болезненно долгим, шаттл будет заменен значительно более
надежными и гибкими в применении кораблями. К середине следующего
десятилетия международные экипажи будут летать на МКС и обратно – по
шесть членов экипажа одновременно – на космическом корабле «Орион». Мы
привержены новому пути развития.
Вышесказанное, тем не менее, оставляет нам вопрос о направлениях
исследований человечества. Я всем сердцем согласен с президентом
Саркози в том, что Марс предлагает нам великое приключение, и также я
согласен с теми, кто говорит, что Марс является конечным направлением
для человечества в 21 веке. Однако я не верю ни тому, что Марс
единственное интересное направление для человечества в пределах
солнечной системы, ни тому, что мы можем скоро туда попасть. Как сказал
профессор Стивен Хокинг во время своей апрельской лекции в Университете
им. Джорджа Вашингтона, спутник Земли очевидная первая остановка в
исследованиях из-за своей близости и вероятности наличия льда в
полярных кратерах. Он также отметил, что Марс, несомненно, является
следующей целью после Луны и я полностью с ним согласен.
В США у нас проходили подобные дискуссии в начале 1960 годов, когда
мы впервые включились в лунную гонку с Советским Союзом. В то время шли
многочисленные дебаты о верном пути в нашем направлении, дебаты которые
не могли быть разрешены только с помощью опыта накопленного в ходе
проекта «Меркурий». У нас были возможности, которые нужно было проявить
и технический опыт, который нужно было отшлифовать до того, как мы
продвинемся дальше в космос. Программа «Джеминай» помогла нам развить
необходимые навыки для лунных миссий «Аполло» не выходя за пределы
наших «окрестностей», которыми в то время была низкая околоземная
орбита.
Аналогично этому, в свете наших устремлений к Марсу, продолжающаяся
работа на орбите Земли вместе с последующими «полевыми испытаниями» на
Луне, приведет к успешным пилотируемым экспедициям на Марс в следующие
несколько десятилетий. Во время развития американской политики
космических исследований, было предложено направиться прямиком на Марс.
Но когда мы более внимательно подошли к этому вопросу, мы решили, что
мы не можем ни позволить, ни обеспечить увеличение бюджета необходимого
для минимизации рисков этого плана.
А теперь позвольте мне перейти к вопросу международного
сотрудничества в космических исследованиях. Иногда говорят, что на заре
создания МКС, НАСА чрезмерно занималась предписыванием ролей отведенных
ее партнерам. Думаю, что многое может быть сказано по любому аспекту
этой претензии, и многое говорится. Однако имело это место быть в
прошлом или нет, я убежден, что это не повторится в будущем. Так, ранее
во время моей работы в НАСА, я заявил, что мы не будем предпринимать
попытки предписывать вид участия никому из наших потенциальных
партнеров. Мы будем работать с другими организациями над определением
архитектуры исследований устраивающей всех, и мы определим те части
задачи, которые мы хотим и можем выполнить в рамках выделяемого нами
финансирования. Надеемся, что все поступят аналогичным образом.
Годы спустя, архитектура исследований складывается безупречно, с
широкой международной поддержкой. НАСА приветствовала идеи наших друзей
во Франции, других европейских и многих других стран мира. Мы будем
придерживаться этой практики в нашем продвижении вперед. Точно также
как и с исследованиями Антарктики в середине 20 века, некоторые из
наиболее творческих подходов к исследованию Луны и Марса в 21 веке
будут зависеть от международного сотрудничества. Франция, через свое
космическое агентство КНЕС, добавила свой голос к голосам 13 других
космических агентств в многостороннем диалоге, который мы совместно
относим к Стратегии глобального исследования. Это усилие привело к
публикации рамочного документа и основанию координационного механизма
названного Координационной Группой по Международным космическим
исследованиям. Исследование Луны и, со временем, Марса станет трудной
задачей, и НАСА не имеет ни ресурсов, ни желания заниматься ей
единолично. И, как я упомянул ранее, политика США и закон определенно
требуют от НАСА участия в международном сотрудничестве в достижении
наших целей. Как было замечено европейскими экспертами и политическими
лидерами, многие из которых находятся в этой комнате, успех в
глобальном исследовании является ключом, открывающим дверь в наше
будущее.
Другой странный комментарий, который мне доводилось слышать в
международных дискуссиях о космической политике США, - это заявление о
том, что США нечестным образом исключили участие международных
партнеров в проектах «Орион» и «Арес». Я говорю «странный», обращая
внимание на прошлогодний отчет сенатора Револя и депутата Кабаля, в
котором сформулировано, что «самостоятельные и конкурентоспособные
запуски» являются абсолютным приоритетом. Президент Саркози ранее в
этом году заявил, что независимый доступ в космическое пространство
является необходимостью. «Жизненная важность» «независимого, надежного
доступа в космос» также изложена в положениях последней майской
Европейской космической политики. Я полностью разделяю это заявление и,
более того, считаю, что «независимый доступ в космос не менее важен для
США». Именно по этому мы развиваем данные проекты как национальные,
надеясь, в то же время, что другие области исследования станут
плодотворной почвой для международного сотрудничества.
Позвольте внести ясность: несмотря на нашу уверенность в том, что
национальные возможности позволяют нам совершить полет на Луну
самостоятельно, мы не будем считать это благоприятным итогом. Учитывая
стандарты нашей собственной политики, это будет скорее неудачей. Группа
государств, преследующих общие, согласованные цели, достигнет гораздо
больших результатов, чем одна страна, осуществляющая проект полета или
поселения.
Я лично придерживаюсь идеи о необходимость международного
сотрудничества в области реализации этого проекта. Очевидно, что мы
разделяем убеждение в необходимости международного сотрудничества
такого уровня. Например, Консультативный совет по Европейской
космической политике ЕКА в 2004 году отмечал, что «направления
сотрудничества среди основных участников должны основываться на
гетерономии, партнерстве и обмене информацией». Реализуя наши лунные
амбиции, мы не могли бы согласиться с большим. Мы предпочитаем
объединить усилия по исследованию Луны с национальными космическими
программами других государств, нежели проводить их самостоятельно. Мы
стараемся действовать так, чтобы поддержать это заявление.
Таким образом, НАСА, руководствуясь политикой США, придерживается
курса налаживания международного сотрудничества для реализации своих
космических стремлений. Это курс отличается от эры «Аполло» и строится
на успехах прежнего проекта «Шаттл» и участии в МКС. Мы одобряем и даже
обращаемся за европейским сотрудничеством в области пилотируемых
программ. Мы приветствуем самостоятельное развитие Европой своих
возможностей по созданию резервной системы, способной быть
использованной в случае выхода из стоя системы одного из участников. Мы
все уже сталкивались с неудачами такого рода и в настоящее время должны
иметь план их устранения. Мы думаем, что в этом есть и коллективная, и
индивидуальная выгода, особенно если мы связываем индивидуальные
возможности в общую систему, которая, безусловно, обеспечит надежность,
необходимую для будущего предприятия на низкой околоземной орбите.
Сотрудничество НАСА со всем ее партнерами базируются на принципах
прозрачности, обоюдности и взаимной выгоды. Наши отношения с давними
партнерами в Европе и во всем мире показали, что только такие принципы
предоставляют надежную базу для сотрудничества в области космических
полетов. Соблюдение этих принципов могло бы стать предпосылкой
налаживания новых отношений с такими странами как Китай.
В ноябре этого года Министерский совет ЕКА принял программные
решения, касающиеся европейских планов по космосу на ближайшие три года
и определяющие направление деятельности ЕКА на более долгий срок, до
следующего этапа – проведения Министерского совета 2011 год. Период с
2008 по 2011 год станет важным для всех нас. НАСА будет работать над
возможностью скорейшего исследования Луны, приближаясь, шаг за шагом, к
Марсу и двигаясь дальше. Для Европы следующие несколько лет будут
важными в определении целей космической деятельности и способов ее
осуществления. Я надеюсь, что решения, принятые Министерским советом в
2008 году, согласуются с принятыми в 1985 году, когда Совет Европы
одобрил сотрудничество по проекту МКС.
Учитывая прошлые решения, мы довольны тем, что европейские
государства объединились в 2001 году и продемонстрировали свою
готовность проводить долгосрочные роботизированные и пилотируемые
проекты в рамках программы «Аврора», имеющей целью присутствие человека
на Марсе, совпадающее с временными рамками, обозначенными
исследовательской программой США. Мы одобряем формирование импульса в
Европе в направлении развития пилотируемых и роботизированных
космических исследований в рамках плана Еврокомиссии по выполнению
Европейской космической политики в 2003 году. В будущем, надеюсь, вы
сохраните этот импульс, побудив Министерский совет ЕКА в 2008 году
принять программу совместных действий и общих целей, которая поможет
согласовать наши программы и позволит взаимовыгодно использовать наши
ограниченные финансовые возможности.
Таким образом, мы рады продуктивному сотрудничеству с Францией в
области космической деятельности, строящемуся на двусторонних и
многосторонних соглашениях с КНЕС и на деятельности Франции в составе
ЕКА. Мы понимаем, что существует целый ряд причин инвестировать в
благородные цели исследования космоса, однако одни и те же причины не
имеют одинаковый для всех участников вес, а разные государства
рассматривают одни и те же цели с разных позиций. В 2004 году Жак
Бламонт написал, что в мире за пределами США решения любого
правительства тратить деньги на космические программы мотивировано
социальными факторами, а не только «желанием удовлетворить чувство
национальной гордости», как многие говорят о космической политике США.
Я разделяю мнение профессора Бламонта. Франция найдет свой рациональные
довод в пользу проведения космических исследований – тот, который
отвечает ее национальным интересам и нуждам, также как это сделали США.
Франция донесет эти идеи до своих европейских партнеров и не только. В
конечном счете, я уверен, что мы ставим одинаковые цели и задачи, и в
этой связи имеет смысл добиваться их решения совместными усилиями, как
Франция и США делают это в области космоса на протяжении последних
пятидесяти лет. Я очень надеюсь, что будущие десятилетия будут такими
же.
Не так давно многие из нас, занимающихся космической деятельностью,
задавались вопросом, сможем ли мы еще раз покинуть околоземную орбиту.
В настоящее время данный момент вопрос состоит не в том, сможет ли
человечество расширить свое присутствие в Солнечной системе. Вопрос
состоит в том, кто это сделает, как и когда это будет сделано? Я твердо
уверен, что мы имеем возможность определить «как» и «когда». Как
инженер, я понимаю эти переменные. Единственное, что я не могу
контролировать, это «кто». Европейское решение о реализации или отказа
от реализации амбициозной программы космических исследований,
естественно, может быть принять только Европой. Европа, конечно, имеет
все возможности. Я уверен в том, что у нее есть и амбиции, а также в
том, что французские граждане имеют существенное влияние на остальную
часть Европы в выборе направлений взаимовыгодного сотрудничества с США.
Я надеюсь, что моя сегодняшняя речь станет поводом рассмотреть этот
вопрос, объединить нас и другие космические державы для реализации
того, что я считаю величайшим приключением в истории человечества.
Спасибо.
|
Просмотров: 644 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|