|
| | |
| Главная » 2008 » Июнь » 20 » ГЛОНАСС, GPS, Galileo и «Бэйдоу»: конкуренты? Партнеры?
ГЛОНАСС, GPS, Galileo и «Бэйдоу»: конкуренты? Партнеры? | 16:48 |
А судьи кто?
О перспективах Глобальной навигационной спутниковой системы – ГЛОНАСС –
говорят сегодня невероятно много. Российская пресса и Рунет забиты
разного рода мнениями и оценками. Почитаешь большинство из них – и в
душе остается весьма неприятный осадок. И спутников-де на орбите
маловато, и электронные карты оставляют желать лучшего, и пробная
партия ГЛОНАСС-навигаторов работает через пень-колоду, и точность
определения координат далека от идеала…
А иные публикации и посты в Интернете иначе как ретроградным брюзжанием
и не назовешь. Зачем, дескать, изобретать велосипед, пишут их авторы,
если можно взять ту же GPS и укоренить ее у нас в стране везде, где
только надобно?!
Подобный скептицизм понять можно. ГЛОНАСС в силу множества объективных
и субъективных причин пока не работает так, как хотелось бы. И
массовому потребителю, не будем кривить душой, она пока недоступна.
Но как тогда понять высшее политическое руководство России,
последовательно прилагающее массу усилий, чтобы сделать отечественную
спутниковую навигационную систему привлекательной и конкурентоспособной
не только для своих граждан, но и для всех заинтересованных жителей
планеты? По какой причине аббревиатура ГЛОНАСС стала столь интересной
для российских компаний и брендов, телематических систем? Почему все
больше коммерческих структур верят в будущее ГЛОНАСС и строят свои
дальнейшие планы в связи с ней, продвигая ее и в родных пенатах, и в
странах ближнего и дальнего зарубежья, инвестируя серьезные финансовые
средства в отечественные разработки и технологии? Например, АФК
«Система», стремящаяся вывести ГЛОНАСС-оборудование на белорусский
рынок. Или спутниковые противоугонные и мониторинговые системы
«ГЛОНАСС-Навигатор», сотни ее клиентов и десятки партнеров, включая
Русскую Страховую Компанию и Единую Национальную Диспетчерскую Систему?
Последние две не побоялись взять на обслуживание тех автомобилистов,
кто доверил безопасность своего транспорта ГЛОНАСС.
Очевидно, настала пора отделить зерна от плевел и рассмотреть эту
тему квалифицированно, объективно и широко. Вне идеологических
установок, что в России все плохо, а за рубежом все хорошо. Без
информационно-пропагандистских уловок, по понятным причинам
навязываемых нам извне либо доморощенными «экспертами», которые
малокомпетентны в сути дела.
ГЛОНАСС совсем еще юна
Сравнивая ГЛОНАСС и GPS, комментаторы часто забывают об одном очень
важном аспекте. Обе системы появились примерно полтора десятилетия
назад, и уже тогда американская стала делать первые шаги по выходу на
массового пользователя. Российскую же изначально планировалось
задействовать только в оборонных целях.
Но было ли дело нашей власти до оборонных нужд и космоса в начале
90-хх гг. прошлого столетия, когда один системный кризис следовал один
за другим, в стране элементарно не хватало продуктов питания и товаров
первой необходимости, а уровень жизни населения скатывался все ниже?
Речь об открытии доступа гражданских пользователей к ГЛОНАСС зашла лишь
два, максимум три года назад. Поэтому, по человеческим меркам, она еще
младенец, который совсем недавно научился говорить и ходить. Тогда как
ее заокеанский аналог – подросток, вступающий в пору юности, обладающий
базисом для взрослой и самостоятельной жизни.
Это мнение разделяет и Я. Г. Шихиев, один из топ-менеджеров
промышленной группы «Ижевский радиозавод», давший в начале июня
интервью журналу «Информкурьер-связь».
Но США, как первопроходцы, вынуждены были идти к сегодняшней
кондиции GPS длинным путем проб и ошибок. России проще: на базе
американского опыта она может вывести свою систему на тот же самый
уровень в несколько раз быстрее.
Главное – политическая воля и финансирование
Соединенные Штаты на свой навигационный проект средств не жалеют. В
первую очередь, потому что это выгодно экономически. С одной стороны,
счет проданных GPS-навигаторов и персональных трекеров только внутри
страны пошел на десятки миллионов. А всего, по различным оценкам,
сейчас на руках населения планеты более сотни миллионов приборов, чья
работа базируется на сигнале GPS.
С другой стороны, применение этой аппаратуры помогает реально
экономить деньги. Например, она подсказывает разработчикам маршрутов в
зарубежных логистических компаниях наиболее оптимальный путь к месту
назначения. Тем самым уменьшается расход топлива, увеличивается
моторесурс транспортных средств, меньше денег уходит на оплату труда
водителям и экспедиторам.
Увы, Россия на нынешнем этапе оказалась не в самой выгодной
ситуации. Гигантский приток валютных активов от продажи за рубеж нефти,
газа и других полезных ископаемых, несколько лет подряд профицитный
бюджет приводят к расслабленности и самоуспокоенности. Дескать, чего
там дергаться, что-то придумывать, внедрять? На наш век хватит, а там
посмотрим.
Но торговать только природными ресурсами, которые имеют свойство
заканчиваться, - это путь в никуда. Разве хороший хозяин складывает все
яйца в одну корзину? Именно поэтому в государствах с высоким уровнем
жизни делают ставку на диверсификацию экономики: развитие инноваций,
высоких технологий и продукции на их базе, создание новых
конкурентоспособных промышленных мощностей и организацию высокодоходных
производств.
ГЛОНАСС в этих условиях может предстать в роли палочки-выручалочки,
которая даст новый толчок к созданию сегментированной экономической
структуры в России. Это позволит стране не зависеть от мировых цен на
нефть и другие энергоносители, не оказаться на краю пропасти, как это
случилось на рубеже 80-х – 90-х гг. ушедшего столетия в результате
недальновидной внутренней и внешней экономической политики.
Слава Богу, наверху это понимают и проявляют достаточную
политическую волю, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. А потому в
федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» (ФЦП)
в срочном порядке внесены коррективы. И по содержанию, и по
финансированию проекта ГЛОНАСС. Если до недавних пор, по словам
руководителя Роскосмоса А. Н. Перминова телеканалу «Россия», на систему
выделялось лишь 43% денежных средств от общих потребностей, то уже в
самое ближайшее время, после рассмотрения измененной и рассчитанной до
2011 года ФЦП в Минэкономразвития, финансирование должно будет
осуществляться в полном объеме.
Следовательно, можно будет модернизировать и дополнить все
компоненты системы. В частности, довести орбитальную группировку с 16
до 30 космических аппаратов, с чьей помощью наземные потребители смогут
получать высокоточные координаты своего местоположения.
Усовершенствовать наземный комплекс управления и ракетно-космический
парк. А главное – наладить в России серийный выпуск доступной
навигационной аппаратуры для массового пользователя, как
отечественного, так и иностранного.
Важно, чтобы выделяемые средства расходовались только на
предусмотренные цели, а не растворялись в разного рода «черных дырах»,
не прожигались на многочисленные бесполезные конгрессы, форумы,
семинары и прочие говорильни, вроде как имеющих отношение к проекту.
Над финансовыми потоками должен быть назначен контролер, кровно
заинтересованный в конечном результате, а не «в освоении бюджетов».
Благо, вложения окупятся скоро – примеров тому более чем достаточно.
Так, в Казани навигационным оборудованием оснастили более 500
мусоровозов и другой специальной техники. Это привело к ежемесячной
экономии почти 20 миллионов (!) рублей: оплачиваться стала только
реально выполненная работа.
Или другой факт. Подключение спутниковой навигации к созданию
земельного кадастра и геодезическим изысканиям ВТРОЕ сократило сроки
выполнения работ! При этом поступление так называемых «земельных
платежей» увеличилось в полтора раза, а затраты геодезистов снизились
вдвое.
Подобных примеров – множество. О них часто сообщает недавно
открывшийся в сети Интернет сайт www.glonassnav.ru. Но выгода от
использования ГЛОНАСС «на Земле» должна стать повсеместной, тогда и
относиться к ней наши соотечественники начнут по-другому.
ГЛОНАСС, GPS, Galileo и «Бэйдоу»: конкуренты? Партнеры?
По экспертным оценкам, к 2011 году на мировом рынке навигационных услуг
будет точно больше двух игроков. Предполагается, что к имеющейся
американской GPS, помимо российской ГЛОНАСС, к этому времени добавятся
европейская система Galileo и, возможно, китайская «Бэйдоу» («Компас»).
Американской монополии в области спутниковой навигации, похоже,
приходит конец.
Если ФЦП «Глобальные навигационные системы» удастся реализовать в
срок и без серьезных сбоев, по своим тактико-техническим
характеристикам ГЛОНАСС будет обладать несколькими серьезными
конкурентными преимуществами. Так, в ней предусмотрено не только
кодовое разделение сигналов, как в GPS. Введено еще и уникальное
частотное разделение сигналов, что сводит к минимуму погрешности при их
прохождении через атмосферу.
Кроме того, российские спутники лучше «видят» Северный и Южный
полюса, а эти регионы планеты входят в сферу стратегических
национальных интересов все большего числа ведущих, экономически
состоятельных государств. Изучать эти районы из космоса менее затратно,
чем с помощью научно-исследовательских морских экспедиций и полярных
станций. А значит, и здесь ГЛОНАСС может и должна сказать свое веское
слово.
В условиях всеобщей глобализации в ближайшем будущем, вероятно, для
мирового сообщества одним из первоочередных в повестке дня встанет
вопрос о построении международной кооперации в области развития и
использования различных систем спутниковой навигации, скоординированных
и взаимодополняющих друг друга. По факту это может выглядеть, как
создание единого общепланетарного Глобального навигационного
спутникового комплекса, состоящего из национальных систем, каждая из
которых останется под независимым управлением создавших их государств.
Соответственно, это потребует выработки единых согласованных стандартов
по системам координат, времени и навигационным сигналам,
предоставляемым гражданскому пользователю.
ГЛОНАСС, GPS, Galileo и «Бэйдоу» как раз и смогут стать основой для
будущей международной системы. Если, конечно, партнерство будет
политически и экономически более выгодным, чем собственные интересы
отдельных стран-игроков в этом рыночном сегменте.
Иван Чердаклиев,
обозреватель проблем
Глобальных навигационных спутниковых систем
Cтатья размещена на сайте системы глонасс-навигатора: http://www.glonassnav.ru/moduls/news/Stoit-li-v/ |
Просмотров: 742 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|