|
| | |
| Главная » 2008 » Июль » 11 » Кристиан Файхтингер: К Луне полетят в капсуле
Кристиан Файхтингер: К Луне полетят в капсуле | 15:59 |
В конце мая Россия и Европейское космическое агентство (ЕКА) утвердили
предварительный план по совместной работе над постройкой нового
пилотируемого корабля. О перспективах проекта и в целом о
российско-европейском сотрудничестве в космической отрасли рассказывает
официальный представитель ЕКА в России г-н Кристиан Файхтингер.
Кристиан Файхтингер
Официальный представитель Европейского космического агентства в России.
- Господин Файхтингер, расскажите, пожалуйста, с какого времени можно говорить о совместной работе России и ЕКА?
- Сотрудничество между Россией и Европейским космическим агентством
идет достаточно давно. Сначала это были отдельные контакты в основном
на уровне Академии наук по отдельным проектам. Одним из наиболее ярких
примеров сотрудничества в то время стал проект по изучению кометы
Галлея. Свои спутники послали и российская сторона, и европейцы. В
рамках этого международного проекта данные с российского спутника были
использованы при коррекции траектории европейского аппарата.
В 90-е годы сотрудничество сосредоточилось уже на пилотируемых
программах. СССР в то время располагал орбитальными станциями `Салют`,
а позже `Мир`. В 1994 году состоялся первый полет космонавта из отряда
ЕКА немца Ульфа Мербольда на станцию `Мир`. Полет длился около месяца.
В 1995 году космонавтом ЕКА Томасом Райтером был выполнен первый
длительный полет также на станцию `Мир`. В течение этого полета
состоялись два выхода в открытый космос.
Уже в то время было ясно, что предстоит создание международной
космической станции и что Россия будет участвовать в этом проекте
вместе с ЕКА, НАСА, Японией и Канадой. Стыковки шаттлов и станции `Мир`
положили начало совместных масштабных пилотируемых полетов.
Что касается настоящего момента, то в этом году наше сотрудничество
становится качественно иным. Это связано с успешной стыковкой модуля
`Коламбус` и благополучным полетом грузового космического корабля ATV
`Жюль Верн`. Теперь мы стали полноправными партнерами по станции. У нас
есть свои обязательства и свои ресурсы, то есть мы имеем право на
определенный процент всех ресурсов, которые есть на станции, что
позволит регулярно посылать космонавтов ЕКА на орбиту и более
углубленно проводить научные эксперименты. Это открывает новые
возможности по сотрудничеству, в том числе и с Россией.
Вообще последние годы были очень насыщенны нашей совместной работой.
Корабль ATV стыкуется с российским служебным модулем МКС `Звезда`. Для
успешного осуществления такого проекта требовалась очень тщательная и
длительная подготовка. ЕКА работала над этим почти 10 лет. Стыковка на
орбите - чрезвычайно сложная и опасная операция, требующая надежной
работы всех систем, в том числе и на уровне совместимости. Для этого на
ATV установлены некоторые российские системы, например - системы
стыковки и дозаправки. Успешное прибытие ATV на международную станцию в
апреле этого года - результат работы тысяч людей и в Европе, и в
России. Мы тесно взаимодействовали с Роскосмосом, РКК `Энергия`, ЦУПом,
ЦПК имени Гагарина. В наше общее дело все внесли свой вклад.
- На недавней выставке в Германии ЕКА представило макет пилотируемого
модуля ATV Evolution. Была ли заложена в проект ATV вероятность
использования его в качестве пилотируемого корабля?
- Я вас немного поправлю. На выставке был совместный павильон ЕКА и
немецкого космического агентства DLR. Показанная капсула была
инициативой DLR и компании-производителя Astrium. В Европе проводится
множество разных исследований, проектов и разработок. И ATV Evolution -
один из исследовательских проектов, который проводился немецкой
компанией Astrium в отношении того, как мы можем дальше развивать
успешный проект грузового корабля. ATV изначально проектировался как
корабль для доставки грузов. Надо понимать, что существуют разные
задачи. Одна из них - доставка на орбиту топлива, воды, газов и сухих
компонентов. Другая задача - возврат со станции чего-либо, например,
результатов экспериментов, а также доставка и возврат экипажей.
Если смотреть на эти три задачи, то ATV был спроектирован для
выполнения первой из них - доставки грузов. Но в данной ситуации
логично рассмотреть варианты расширения возможностей корабля для
выполнения и других задач.
- Как вы можете прокомментировать последний документ о сотрудничестве
между Роскосмосом и ЕКА, ведь он тоже касается постройки пилотируемого
корабля.
- В 2005 году на заседании совета ЕКА на уровне министров стран -
участниц агентства ЕКА получило мандат на проведение исследовательских
работ по возможным вариантам совместного создания пилотируемого
транспортного корабля. Именно с этого момента ЕКА вместе с Россией
проводит конкретные исследовательские работы в этом направлении.
Не секрет, что этот проект начался очень тяжело. Это объективная
ситуация, связанная с разными подходами и разными возможностями сторон.
И цели в создании кораблей тоже довольно разные. Хочу напомнить, что
несколько лет назад Россия продвигала свой проект крылатого
космического корабля `Клипер` для полета на околоземные орбиты. За три
последних года ЕКА и Роскосмос, а также европейские компании и с
российской стороны РКК `Энергия` выполнили большой объем работ для
определения целей. То есть надо было ответить на вопросы: куда мы хотим
лететь? С кем мы хотим лететь? Какую миссию будет выполнять корабль? И
уже потом возникает вопрос о том, как это надо делать.
За последние полгода была проведена большая работа в этом направлении.
Мы определились с целью. Корабль должен быть способен не только достичь
околоземной орбиты, но и совершить полет к Луне. Мы определились также
с количественным составом экипажа (до шести человек) и с некоторыми
требованиями по поводу ракеты-носителя. Но самое главное - мы
определились с принципом конструкции нового корабля.
Рассмотрев разные варианты и крылатых, и капсульных схем мы
остановились на последней. И тот внутренний документ, о котором идет
речь, в рабочем порядке отражает наш совместный план рассмотреть
постройку корабля по капсульной схеме. Также фиксировались требования
совместимости по запускам, как с европейского космодрома `Куру`, так и
с российского. Ракета должна быть способна выводить на орбиту груз до
18-20 тонн и предназначаться для пилотируемых полетов. Существующий
российский носитель `Союз` этого сделать не сможет, следовательно,
потребуются модификации или новые проекты. Российская сторона сейчас
работает над этим вопросом. Это также, я думаю, связано с новым
космодромом (`Восточный`. - `НГ`).
- То есть речь идет именно о российском носителе и вариант `Ариана-5` не рассматривается?
- Мы договорились, что первые пуски будут выполнены российской ракетой.
Но будущий корабль должен быть совместим и с европейским носителем.
Однако на сегодняшний день `Ариан-5` не приспособлен для запуска
пилотируемых кораблей, то есть требуется его адаптация для этих целей.
Доработки потребует также и космодром. Но на фазе эксплуатации корабля
планируется использовать и российский носитель, и носитель ЕКА
`Ариан-5`.
Далее, мы пришли к единому мнению о разделении ответственности с учетом
прошлого опыта работы россиян и европейцев в космосе. Для ЕКА было бы
логично взять на себя работы по созданию служебного/двигательного
отсека с учетом успешного опыта разработки для ATV. Россия в свою
очередь имеет огромный опыт в создании капсул. Однако каждая из сторон
будет также участвовать в разработках и отсеков другой стороны. Такой
корабль, конечно, надо и проектировать вместе. Для этого нужна
совместная инженерная группа, которая будет рассматривать вопросы в
комплексе.
Я хочу особо отметить, что на данный момент цель проведения всех этих
работ, исследований и переговоров - представление базовых предложений
со стороны ЕКА для совета на уровне министров государств, входящих в
ЕКА. Заседание совета состоится в ноябре текущего года, и мы хотели бы
выйти с предложением проекта нового совместного пилотируемого корабля.
С российской стороны тоже, я думаю, требуется одобрение такого рода
сотрудничества. И если будет дано `добро`, то уже можно будет говорить
о развертывании проекта в ближайшие годы.
- Недавно прошла информация о том, что ЕКА объявило о наборе в отряд космонавтов для полета на Луну. Это правда?
- Правда в том, что ЕКА производит набор в отряд космонавтов. Программа
эта сейчас открыта, и граждане всех стран - участниц ЕКА имеют
возможность подать заявку и постараться попасть в последнюю группу, из
которой потом будет производиться окончательный отбор кандидатов на
полеты в космос. Но нет специальной отборочной программы для полета на
Луну или Марс. Профессия космонавта в данном случае универсальна. Если
сейчас мы летаем и готовим космонавтов к работе на МКС, то в недалеком
будущем возможны полеты и на Луну.
- Уже очень близкое прекращение полетов американских кораблей
многоразового использования изменит способы доставки экипажей на МКС.
Вероятно, что космонавты ЕКА будут летать на станцию, используя
российские `Союзы`. Идет ли на данный момент проработка этого вопроса
сотрудничества?
- Конечно. Все партнеры МКС находятся в постоянном контакте
относительно всего спектра вопросов. Выведение шаттлов из парка
транспортных кораблей создает определенные трудности для партнерства,
потому что российские `Союзы` будут единственными кораблями, которые
смогут осуществлять доставку экипажа. Учитывая роль НАСА как
интегратора по МКС, на американское агентство будет возлагаться
главенствующая роль и ответственность договориться со всеми партнерами,
в том числе и с Россией, о том, как будет осуществляться обслуживание
станции во время отсутствия американских кораблей.
- Значит ли это, что этот вопрос ЕКА будет решать через НАСА, а не напрямую с Роскосмосом?
- Я бы не стал именно так формулировать. Партнерство по станции
предусматривает всесторонние контакты. Но существуют четкие
обязательства как российской стороны, так и американской. Раз
обязательства НАСА перед ЕКА по доставке космонавтов на МКС временно не
могут быть исполнены, следовательно, они должны найти альтернативные
варианты и вести переговоры, например, с Россией.
Доставка экипажей не единственная проблема, связанная с прекращением
полетов американских кораблей. Речь идет о задачах по доставке и
возврате грузов с орбиты, которые сейчас выполняют шаттлы. Здесь наряду
с российскими `Прогрессами` будет использоваться европейский ATV и
строящийся японский транспортный корабль.
- В последнее время США широко рекламируют свои планы полетов на Луну и
Марс. Можно ли говорить, по вашему мнению, о новом космическом буме,
аналогичном подъему космонавтики в 60-х, 70-х годах прошлого века?
- Очень хотелось бы это видеть! Если говорить о буме, то я думаю, мы
стоим на его пороге. Но надо сказать, что космические исследования, а
тем более масштабные проекты стоят очень дорого. Сегодня финансовая
сторона играет очень большую роль и во многом определяет необходимость
сотрудничества. На данный момент почти ни одна страна в одиночку не
сможет пойти на расходы по финансированию масштабных космических
проектов.
- Можно ли говорить, что Китай составляет исключение? У них ведь есть
свои разработки, опыт, носители и пилотируемые корабли. Но КНР не
принимает участия в таких масштабных международных проектах, как,
например, МКС.
- Как я понимаю, Китай прикладывает очень большие усилия, чтобы стать
признанной космической державой, в том числе и как третья страна после
России и США, способная самостоятельно осуществлять пилотируемые
полеты. Хотелось бы, чтобы подобный энтузиазм присутствовал и в Европе,
чтобы не отстать от ведущих держав. Расходы на космос очень велики, но
они необходимы, если мы хотим делать новые открытия, совершенствовать
технологии и двигать человечество вперед по пути прогресса.
Роман Смирнов , Независимая газета.
http://www.avia.ru/inter/843/ |
Просмотров: 554 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|