|
| | |
| Главная » 2008 » Июль » 21 » Владимир Климов: «ГЛОНАСС объединит интересы национальной безопасности, обычных граждан и бизнеса»
Владимир Климов: «ГЛОНАСС объединит интересы национальной безопасности, обычных граждан и бизнеса» | 22:16 |
Космическая навигация, еще недавно работавшая только на военных,
активно входит в повседневную жизнь. Эксперты прогнозируют бум
спутниковых навигационных технологий. Удастся ли российской системе
ГЛОНАСС успешно конкурировать на этом рынке с американской GPS?
Способны ли наши разработчики удовлетворить лавинообразно растущий
спрос на навигаторы? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью
"Интерфаксу-АВН" отвечает исполнительный директор Ассоциации
разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений
на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС -
Форум" Владимир Климов.
- Владимир Николаевич, Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" создана не так давно. Каковы ее основные цели?
- Прежде всего, это - содействие использованию технологий системы
ГЛОНАСС в интересах российской экономики. Основная задача Ассоциации -
идти в регионы с просветительской политикой в отношении использования
навигационных услуг, способствовать процессу внедрения и коммерческого
использования навигационных технологий в различных уголках страны и в
различных областях экономики.
Спутниковая навигация - очень перспективное направление, и
государство по праву уделяет ему большое значение. Как вы знаете,
приняты все решения о том, чтобы к 2011 году завершить создание
орбитальной группировки и наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС,
наполнить рынок навигационной аппаратурой потребителей.
Однако до последнего времени для придания нового толчка развитию
навигации в нашей стране не хватало концентрации усилий на уровне
предприятий, регионов. Сейчас, с созданием Ассоциации, которая
объединила разработчиков системы ГЛОНАСС, производителей навигационного
оборудования (приложений), а также потребителей спутниковых
навигационных технологий, ситуация начинает меняться. К государственной
задаче подключаются частные производители, создается
государственно-частное партнерство, взаимовыгодное для участников.
- Кто вошел в Ассоциацию на первом этапе?
- Назову лишь несколько фирм, которые посчитали нужным объединить
усилия в продвижении космических навигационных технологий? Это,
например, - РНИИ космического приборостроения - головная фирма по
системе ГЛОНАСС, холдинг "Информационные спутниковые системы им.
академика М.Ф.Решетнева - разработчик и производитель навигационных
спутников, Российский институт радионавигации и времени, "SPIRIT
Telecom", МКБ "Компас" - производители навигационного оборудования и
потребители этих технологий - компании "Транзас", "М2М телематика" и
другие фирмы.
- Как реализуется программа развития ГЛОНАСС? Есть ли здесь финансовые и технические проблемы?
- После 2005 года бюджетное финансирование программы ведется в
необходимых объемах. Здесь проблем нет. С технической стороны все
немного сложнее. Система ГЛОНАСС технически очень сложная структура.
Изменение одного элемента влечет необходимость модернизации других ее
элементов. Тут требуется глубокий анализ и комплексный подход. На
сегодня разработана и реализуется программа повышения точности
навигационных определений и надежности функционирования системы.
Разрабатываются новые навигационные сигналы, в том числе и с кодовым
разделением. Также решено увеличить состав орбитальной группировки с 24
космических аппаратов до 30 с тем, чтобы иметь на орбите резервные
аппараты. На мой взгляд, нужно иметь на земле 2-3 резервных аппарата,
которые можно запустить в необходимую точку. Словом, для комплексного
решения проблемы необходим орбитальный и наземный резерв спутников.
- То есть, развитие орбитальной группировки ГЛОНАСС стало важной государственной задачей. С чем это связано?
- Прежде всего, с мощными перспективами рынка навигационных услуг.
Известно, например, что доходность инвестиций в навигационные
технологии составляет 4,6 к 1. Это бизнес с хорошими перспективами,
потому что практически всех людей интересует 2 вопроса: где я и как
попасть в такое-то место. А ответ на них как раз и дает навигационная
спутниковая система. По оценкам европейских и российских экспертов, к
2015 году оборот навигационных технологий у нас в стране выйдет на
уровень 160-180 млрд рублей, а к 2020-му году практически удвоится,
достигнув цифры в 300 млрд рублей.
По самой скромной оценке, к 2015 году 7-10% населения России будут
иметь и активно пользоваться навигационным оборудованием. В крупных
городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, этот показатель будет
намного выше.
Не секрет, что к середине 1990-х годов система ГЛОНАСС
существовала: орбитальная группировка российской навигационной системы
насчитывала 24 спутника, наземная составляющая в том или ином виде
также работала. Но в то время система использовалась только силовыми
ведомствами. Она была практически закрыта для гражданских потребителей.
С 1999 года система обрела статус двойного назначения, а в 2002
году появилась федеральная целевая программа развития ГЛОНАСС. В
настоящее время программа проходит этап корректировки, во время которой
планируется существенно увеличить ее финансирование для того, чтобы к
2011 году обеспечить полномасштабное развертывание орбитальной и
наземной составляющей системы, создать образцы навигационной аппаратуры
потребителей, полностью удовлетворяющих госпотребности и запросы
коммерческого рынка.
В настоящее время Ассоциацией совместно с ФГУП "РНИИ КП", ОАО
"ИСС", ФГУП "ЦНИИмаш", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 4 ЦНИИ
Минобороны России и другими заинтересованными организациями
осуществляется подготовка к проведению научно-практической конференции
"ГЛОНАСС-2020", на которой планируется обсудить облик перспективной
отечественной глобальной навигационной спутниковой системы, которая
даст возможность решать многие комбинированные задачи в интересах как
гражданских, так и специальных потребителей с новым качеством по
точности и оперативности, а также вопросы использования спутниковых
навигационных технологий для социально-экономического развития регионов
Российской Федерации.
- Необходим ли в России орган, который бы осуществлял общий контроль и руководство системой ГЛОНАСС?
- Система руководства и контроля системой ГЛОНАСС уже существует.
Создание и использование системы ГЛОНАСС - это одно из направлений
космической деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О
космической деятельности" общее руководство космической деятельностью
осуществляет президент Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации реализует государственную политику в этой области,
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением от 30 апреля 2008 г. №323 определены полномочия
федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и
использованию системы ГЛОНАСС, в частности, Роскосмос осуществляет
координацию работ по поддержанию, развитию и использованию системы
ГЛОНАСС, функциональных дополнений в интересах гражданских, в том числе
коммерческих, потребителей и в целях международного сотрудничества,
Минобороны России - в интересах обеспечения обороны и безопасности
Российской Федерации.
Федеральными и региональными органами исполнительной власти
совместно с бизнесом должны быть определены операторы
информационно-навигационных и телематических услуг, сформированы
понятные всем правила взаимодействия и работы в сфере использования
спутниковых навигационных технологий. Здесь должны сойтись интересы
национальной безопасности, бизнеса и обычных граждан.
- Давайте поговорим о рядовых потребителях навигационных услуг.
Что их ждет в ближайшем будущем? Каковы основные тенденции развития
глобальных навигационных спутниковых систем?
- Появление в обозримом будущем двух и более навигационных систем
открывает новые возможности потребителям, обеспечивая значительно более
надежную и точную непрерывную навигацию в сложных условиях с
ограниченной видимостью.
Наряду с очевидным требованием обеспечения совместимости всех
спутниковых навигационных систем, т.е обеспечения таких условий
функционирования каждой из систем, чтобы они не создавали помех друг
другу, появляется необходимость обеспечения взаимодополняемости всех
глобальных и региональных спутниковых навигационных систем и их
функциональных дополнений, в первую очередь ГЛОНАСС и GPS, Galileo.
Понятие взаимодополняемости включает в себя использование общих
стандартов гражданских навигационных сигналов, систем координат и шкал
времени, что позволит значительно упростить аппаратуру потребителя,
снизить ее стоимость, массу, габариты и энергопотребление.
Фактически, мы вплотную подошли к созданию Международной
глобальной навигационной системы, состоящей из отдельных, независимо
управляемых, самостоятельных национальных спутниковых навигационных
систем, которые в отношении предоставления гражданских услуг работают
по согласованным международным стандартам. Об этом мы планируем
рассказать на семинаре "Умные машины будущего", который пройдет в
рамках выставки СonExpo Russia 2008 в сентябре 2008 года.
Очень интересный проект - создание интеллектуальных транспортных
систем. Чем больше мы занимаемся этим вопросом, тем больше он нам
кажется интересным, потому что позволяет интегрировать в единую систему
все инновационно-информационные технологии и сделать качественный
скачок в создании информационного общества и внедрения новейших
технологий в экономику государства.
Сейчас в Европе создается прообраз интеллектуальной транспортной
системы - проект E-call. Установив в автомобиль навигационный датчик,
владелец в любой момент времени может подать сигнал экстренным службам
о своем местоположении. Кроме того, при угоне автомобиля владелец может
узнать, где находится его машина.
Такая система была бы полезна и в России, особенно при наших
расстояниях. Как рассказывали коллеги из Архангельска, на северных
трассах каждые 15 километров стоят спасательные посты. Если
автовладелец проедет пост и попадет в аварию, то сообщить о
происшествии он никому не сможет, а зимой еще и может замерзнуть. В
случае же использования подобной системы автовладелец подаст сигнал
спасателям, которые сразу смогут установить его местонахождение.
У нас в стране более 30 млн автомобилей. Если на каждый пятый
автомобиль установить подобный датчик - это уже шесть миллионов. Вот
вам потенциальный объем спроса на эти приборы. Кроме того, к этой
системе можно подключить автомобили МВД, МЧС, скорой помощи,
заинтересовать в проекте страховые компании.
Следующий этап - оснащение российских дорог видеокамерами и
датчиками, сопряженными с ГЛОНАСС. В результате, например, при
нарушении правил дорожного движения об этом будет проинформирован сам
водитель, на экран автонавигатора которого поступит сигнал, а также
банк, куда будет направлен счет для выплаты штрафа. Человек в такой
системе практически не задействован.
- Когда в России появятся потребительские навигаторы, работающие
как от ГЛОНАСС, так и от GPS? Насколько их цена будет отличаться от
цены приемников GPS?
- На коммерческом рынке уже представлен отечественный
автонавигатор "Глоспейс SGK-70", способный работать сразу с двумя
системами - российской ГЛОНАСС и американской GPS. В августе
прогнозируется появление в розничной торговой сети навигатора
ГЛОНАСС/GPS от МКБ "Компас", который был представлен на Международном
форуме по спутниковой навигации в апреле 2008 года. Осенью мы ожидаем
появление в продаже двухсистемного навигатора "Пользователь" разработки
ОАО "РИРВ". Оба приемника сейчас проходят последние испытания.
Многие говорят, что приемники ГЛОНАСС/GPS намного дороже своих
аналогов, использующих только одну систему. Пока это так, но по мере
развития технологической базы цена постепенно снизится и будет
практически на одном уровне с приемником GPS. Хотелось бы заметить, что
владелец ГЛОНАСС/GPS приемника обслуживается одновременно двумя
навигационными системами, т.е. имеет вдвое более надежное навигационное
обслуживание. Это - особенно актуально для города.
Снижение стоимости приборов ГЛОНАСС/GPS произойдет в два этапа. К
концу 2008 года в России появятся новые чипсеты, что позволит снизить
цену на производство модулей приема навигационных данных, а к 2011 году
двухсистемный приемник планируется построить на базе единого кристалла,
что также снизит себестоимость навигаторов. После этого двухсистемные
отечественные навигаторы станут конкурентоспособными по цене с
зарубежными приемниками GPS.
На стоимость потребительских навигаторов также может повлиять
крупный госзаказ. По оценкам экспертов, для обеспечения министерств и
ведомств России, экстренных служб, необходимо от 350 до 750 тысяч
приемников. Это - уже неплохой рынок сбыта. Он позволит повлиять на
цену тех модулей, которые будут предлагаться на коммерческом рынке.
- Существует ли опасность, что какая-либо страна, например Китай,
Тайвань или Республика Корея, возьмутся за массовое производство
двухсистемных приемников и наводнят Россию дешевыми навигаторами?
- Такая вероятность, конечно же, существует. Она есть в любом
высокотехнологическом процессе. Например, в продаже нет российских
сотовых телефонов. Этот рынок полностью отдан зарубежным
производителям. Раз система ГЛОНАСС связана с обеспечением безопасности
страны, она должна поддерживаться государством. Разработчики системы
ГЛОНАСС такую поддержку ощущают.
Теперь, что касается навигационных приемников. Все навигационное
оборудование, приобретаемое для нужд федеральных органов исполнительной
власти, должно разрабатываться и производиться отечественными
производителями. Навигационное оборудование и системы для коммерческого
использования могут быть и отечественными, и зарубежными. У российских
производителей оборудования есть вполне конкурентоспособные образцы. Но
тут существуют проблемы, связанные с таможенным регулированием на
ввозимые электронные комплектующие, получением кредитов на разработку и
производство аппаратуры. Здесь, конечно, была бы необходима поддержка
государства, особенно для среднего и мелкого бизнеса. Кроме того,
должна быть упрощена процедура вывоза российских разработок для
гражданского использования за рубеж. Эта мера позволила бы расширить
географию использования ГЛОНАСС на страны СНГ. Полагаю, что государство
могло бы профинансировать разработку и заказ крупной партии
специализированных чипов для государственных нужд и для коммерческих
приемников. Далее российский бизнес мог бы проблему решать
самостоятельно и даже помогать государству, например созданием новых
рабочих мест.
Если Китай или Корея приступят к массовому производству приемников
ГЛОНАСС/GPS, то они попадут в торговую сеть не только России, но и
всего мира, тем самым способствуя продвижению российских навигационных
технологий.
- Кроме спутников, наземной инфраструктуры и навигационной
аппаратуры потребителей, существует еще одно направление, без которого
невозможно представить навигацию, - электронные карты. Как обстоит дело
с их разработкой?
- Проблема с электронными картами потихоньку решается. Свое
внимание на это направление обратили как крупнейшие производители карт
и атласов, так и небольшие компании. Однако нельзя сказать, что проблем
в этой области нет совсем. Постоянно возникают вопросы, какие объекты
можно, а какие нельзя наносить на карты. Кроме того, создание карт, их
обновление очень дорогостоящее занятие. Я даже не говорю о приемниках
для пешеходов, на которых должны быть отмечены улицы, театры, магазины.
Такие приемники должны предоставлять потребителю всю необходимую
информацию, вплоть до того, есть ли в данном магазине нужный товар. И
уверяю вас, в перспективе так оно и будет.
Особое внимание потребителей я бы обратил именно на качество
картографической продукции. Дело в том, что приемник только
обрабатывает навигационный сигнал, а далее пользователь получает свое
местоположение на карте. К сожалению, далеко не вся картографическая
продукция качественная.
- Какие мероприятия по развитию навигационных технологий в России
уже провела Ассоциация и какие задачи ставит перед собой на ближайшее
время?
В этом году подготовили и провели семинары по созданию
региональных навигационно-информационной систем на основе ГЛОНАСС/GPS в
Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах, организовали
поездку российских специалистов по вопросам интеллектуальных
транспортных систем в Японию, где они ознакомились с внедренными в
жизнь элементами этих систем.
Под эгидой Ассоциации при поддержке Роскосмоса и Мининформсвязи
России в апреле 2008 года в Москве проведен крупнейший в России
Международный форум по спутниковой навигации, в котором приняли участие
около 1200 делегатов из 25 стран и 45 субъектов Российской Федерации,
представляющих более 350 предприятий и организаций.
В рамках 20-ой международной выставки "Связь-Экспокомм 2008" под
эгидой Ассоциации впервые в России проведен международный форум по
интеллектуальным транспортным системам.
Впервые в России для технических специалистов, руководителей
компаний и потребителей навигационного оборудования подготовлен к
выпуску журнал "Интегрированные спутниковые навигационные системы" о
глобальных навигационных системах, оборудовании, новых сферах
использования навигационных технологий.
Впервые представлен в сети Интернет каталог электронной
компонентной базы, базовых модулей и образцов навигационно-временной
аппаратуры отечественного и зарубежного производства, работающих по
сигналам ГЛОНАСС/GPS/Galileo для гражданских потребителей.
В целях оценки соответствия характеристик аппаратуры спутниковой
навигации ГЛОНАСС/GPS и качества предоставляемых услуг с использованием
навигационных технологий Ассоциацией создана система добровольной
сертификации "Базис", которая позволит ограничить поступление на
российский навигационный рынок некачественной продукции и обеспечить
защиту прав отечественных потребителей.
В текущем году предполагается организация 7 региональных семинаров
(круглых столов) в Южном, Уральском, Приволжском, Сибирском федеральных
округах, а также организация и проведение работ по проекту "ГЛОНАСС:
Связь времен", предусматривающего:
- создание научно-популярного фильма о системе ГЛОНАСС, применении
спутниковых навигационных технологий на ее основе для
социально-экономического развития государства и обеспечения
жизнедеятельности граждан, а также серии обучающих, образовательных
фильмов (мультипликация) о системе ГЛОНАСС и ее применении;
- написание книги по истории создания системы ГЛОНАСС;
- создание центров подготовки специалистов в области использования спутниковых навигационных технологий. |
Просмотров: 646 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|