|
| | |
| Главная » 2009 » Март » 25 » Интервью президента ОАО РКК «Энергия» Виталия Лопоты для Интерфакс АВН
Интервью президента ОАО РКК «Энергия» Виталия Лопоты для Интерфакс АВН | 16:39 |
Виталий Лопота: "После прекращения полетов "шаттлов" доставку экипажей на МКС смогут обеспечить российские "Союзы"
На Байконуре завершается подготовка к старту космического корабля
"Союз ТМА-14" с экипажем очередной экспедиции на МКС. Всего в 2009 году
стартуют четыре "Союза", что в два раза больше, чем в прошлом году.
После 2010 года, когда в США прекращают летать "шаттлы", именно на
российские пилотируемые космические корабли "Союз", создаваемые
Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени С.П. Королева, ляжет
основная нагрузка по смене экипажей на МКС. О планах корпорации
рассказывает ее президент, генеральный конструктор Виталий ЛОПОТА.
- Виталий Александрович, насколько увеличится нагрузка на
российские грузовые корабли "Прогресс" и пилотируемые "Союзы" после
2010 года?
- Корабли "Союз" и "Прогресс", которые создаются нашей
корпорацией, за многолетнюю историю их полетов зарекомендовали себя как
надежные транспортные средства обслуживания орбитальных станций. При
этом "Союзы" обладают подтвержденной многолетней эксплуатацией
возможностью работать на орбите в составе станции в течение порядка 200
суток. Сегодня и в ближайшем будущем это не может обеспечить ни один
пилотируемый корабль в мире.
После прекращения в 2010 году полетов "шаттлов" доставка экипажей
на МКС, включая американских астронавтов, может осуществляться с
использованием наших кораблей "Союз ТМА". И это, по-видимому,
сохранитcя до ввода в эксплуатацию нового пилотируемого американского
корабля "Орион", что произойдет, как ожидается, не ранее 2016 года.
В соответствии с действующими планами и контрактами, в два раза, с
двух до четырех в год, увеличивается количество запусков кораблей "Союз
ТМА" в 2009-м, 2010-м и 2011-м годах.
- А какие планы по производству кораблей и их запуску после 2011 года?
- НАСА в настоящее время не заказало услуги кораблей "Союз" и
"Прогресс" после 2011 года. В крайнем случае, США могут обратиться к
России в 2009 году по заказу космических услуг на 2012 год. Когда новый
контракт будет заключен, можно будет говорить о дополнительной нагрузке
на российские корабли.
Кроме того, необходимо принимать во внимание и возможности
использования других транспортных средств. Так, в 2010 году планируется
полет к МКС второго европейского автоматического транспортного корабля
ATV, получившего наименование "Иоганн Кеплер", для которого корпорация
"Энергия" поставляет такие важнейшие системы и агрегаты, как система
дозаправки станции, стыковочный узел и система управления ими в полете.
Предполагается использование по программе МКС и японского
автоматического грузового корабля HTV. Его первый испытательный полет
запланирован на 2009 год.
В США космические транспортные средства разрабатываются также на
коммерческой основе. Но пока эти средства еще не имеют летной
сертификации и не готовы к регулярным полетам.
- Сможет ли отрасль обеспечить производство ракет-носителей для
кораблей "Прогресс" и "Союз" в условиях увеличения количества их
запусков по программе МКС?
- Производственные возможности отрасли, задействованные в
изготовлении и обеспечении запусков кораблей "Прогресс" и "Союз", в том
числе и по используемым ракетам-носителям, учтены в планах и выделяемых
ресурсах. Выполнение обязательств России по программе МКС гарантировано
на правительственном уровне, и над их осуществлением мы работаем.
- На каком этапе находится работа по созданию космического корабля нового поколения?
- Работа по созданию космического корабля нового поколения в
предконтрактной стадии. Проведены предварительные проектные работы по
определению облика пилотируемого транспортного корабля нового
поколения, в которых рассмотрены различные формы возвращаемого
аппарата. В частности, оценены характеристики кораблей, имеющих
сегментно-коническую форму, а также спроектированных по схемам "несущий
корпус", крылатая и трансформируемая. Все эти формы возвращаемого
аппарата корабля имеют свои достоинства и недостатки.
Рассматривались возможность полета экипажа численностью шесть
человек, а также расширение функций корабля по доставке и возвращению
грузов, обеспечению высокоточной посадки на территории Российской
Федерации, выполнению не только околоземных полетов, но и дальних
космических.
Кроме новых технических требований, к кораблю были выставлены и
экономические требования. Предполагается возможность многоплановой
эксплуатации корабля, в связи с чем он должен быть более эффективным,
чем корабли "Союз ТМА".
В поисках наиболее оптимальных схем прорабатывалась возможность
создания корабля совместно с Европейским космическим агентством. Были
проведены совместные встречи с представителями европейских
разработчиков.
В настоящее время Роскосмос объявил конкурс на разработку корабля.
По его результатам можно будет приступить к эскизному проектированию.
- Нет ли опасения, что в связи с мировым финансовым кризисом
намеченные сроки создания нового корабля придется серьезно
корректировать?
- Финансирование работ Роскосмосом по созданию пилотируемого
транспортного корабля нового поколения предполагается в требуемом
объеме. Но время течет очень быстро. Уже март, и потребуются громадные
усилия всей кооперации предприятий и организаций-соисполнителей, чтобы
затем при наличии финансирования уложиться в намеченные сроки.
Создание перспективного ракетно-космического комплекса с
пилотируемым кораблем нового поколения предусматривает одновременное
проведение работ и по составным частям вновь создаваемой наземной
космической инфраструктуры.
В условиях кризиса не исключено, что привлекательность труда в
наукоемкой ракетно-космической промышленности для
высококвалифицированных кадров возрастет. Такие тенденции наблюдаются.
Будем надеяться, что это, как и прежде, станет одним из доминирующих
векторов для трудоустройства классных специалистов и молодежи. А это,
безусловно, должно помочь нам решить задачу выполнения всего объема
работ в необходимые сроки.
- Есть ли планы начать проектирование новой орбитальной станции,
которая должна будет функционировать после 2020 года, когда завершится
эксплуатация МКС?
- Планы по новой орбитальной станции будут определены при
формировании Федеральной космической программы на 2011-2020 годы.
Сейчас идут подготовительные работы.
Но, безусловно, уже сейчас ясно, что в новых проектах нужно
использовать весь опыт и "уроки" МКС, как в части проектирования,
определения задач и целевого использования, так и установления форм
интеграции в международные космические программы с учетом места и роли
в межпланетной инфраструктуре.
- Каковы планы "Энергии" по производству разгонных блоков ДМ?
- Корпорация "Энергия" как головная организация изготавливает в
кооперации с российскими предприятиями ракетно-космической отрасли
разгонные блоки для выведения различных космических аппаратов на
высокоэнергетические орбиты. Эти блоки работают на экологически чистых
компонентах топлива - жидком кислороде и керосине. Они имеют
многолетнюю статистику эксплуатации, подтверждающую их высокие
технические и эксплуатационные характеристики. Более того, многие
технические решения, разработанные и использующиеся на блоках типа ДМ,
находят воплощение и в других разгонных блоках отечественных и
зарубежных разработчиков.
Основными потребителями разгонных блоков являются Роскосмос и
Минобороны РФ, а также компании "Си Лонч" (по программе "Морской старт"
- ИФ) и "Международные космические услуги" (по программе "Наземный
старт" - ИФ).
На ближайшие два года сформирован портфель заказов по этим
программам, и корпорация "Энергия" эти планы намерена, безусловно,
выполнять |
Просмотров: 539 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|