|
| | |
| Главная » 2009 » Апрель » 11 » Интервью Руководителя Федерального космического агентства А.Н.Перминова телеканалу «Вести"
Интервью Руководителя Федерального космического агентства А.Н.Перминова телеканалу «Вести" | 10:38 |
Финансовый кризис коснулся и космической отрасли, но, несмотря на это,
все задачи, поставленные на 2009 год, буду выполнены. Об этом в
интервью "Вестям" сообщил глава Федерального космического агентства
Анатолий Перминов.
- Анатолий Николаевич, здравствуйте.
- Добрый день.
- Итак, на МКС обновление экипажа. В мае новый запуск пилотируемого
корабля. Можно ли сказать, что пресловутый кризис не коснулся или
практически не коснулся космической отрасли? И как бы вы обрисовали
перспективы нашей пилотируемой космонавтики?
- Ну, если в двух словах, тогда, действительно, кризис, конечно, всех
коснулся. И нас, в том числе. Но в 2009 году, я думаю, мы выполним в
полном объеме те задачи, которые стоят в области пилотируемой
космонавтики. И, ориентировочно, где-то 27 мая планируем старт
следующего пилотируемого корабля. На этом корабле сейчас прошла
корректировка. Полетит, конечно, россиянин, бельгиец от Европейского
космического агентства и канадец. Они начнут работы, и особенностью
является то, что уже назад через десять дней никто возвращаться не
будет. Этот корабль останется там для подстраховки. Так как в сентябре,
возможно, будет уже шесть человек - постоянный экипаж, как мы и
планировали.
- А третий участник следующей экспедиции - это космический турист или профессиональный космонавт?
- Планировалась экспедиция посещения, в просторечии это космический
турист, казахстанский космонавт. По просьбе казахстанской стороны. Но,
к сожалению, пришло официальное письменное подтверждение за подписью
руководителя Космического агентства Казахстана, где говорится о том,
что в виду финансовых трудностей они снимают этот полет. И мы сейчас
решаем вместе со своими коллегами, кто полетит в сентябре. Или это
будут два россиянина, или это будет, возможно, японский представитель.
Но факт тот, что с этого года будут с разных стран участники, те, кто
занимается Международной космической станцией. Это и канадцы, и
европейцы, и японцы, и русские, и американцы. Потому что работают
лабораторные модули и японские, и американские. Вот такая вот
перспектива на этот год. А что дальше будет… У нас, конечно, полностью
спрогнозирована пилотируемая программа, аж до 2040 года. Ну, вы знаете,
все меняется.
- В составе следующей экспедиции два иностранца из трех участников.
Наверно, это уже служит сигналом того, что международное сотрудничество
развивается успешно?
- Да, международное сотрудничество на Международной космической станции
развивается успешно. В конце года мы тоже запускаем малый
исследовательский модуль. То есть, и у нас потребуется увеличение
работ, особенно превращение МКС в околоземную лабораторию. А что
касается основных направлений, то, конечно, у нас этот год очень
напряженный. Мы должны закончить строительство ракетно-космического
старта в Южной Америке на Куру. И в декабре запланирован первый запуск
ракеты-носителя "Союз-2" с французского космодрома. Это одна из
важнейших задач. Дальше, в этом же году, мы должны закончить
строительство, оказать помощь в создании ракеты-носителя космического
назначения Южной Корее на космодроме "Наро". И так далее. У нас на
сегодняшний день подписано 60 соглашений и 38 странами. И каждое
соглашение нужно выполнять в той или иной степени, особенно по запуску
космических аппаратов. Максимальное количество. Так уж получилось, что
на этот год у нас запланировано максимальное количество запусков
космических аппаратов и по своей тематике, и по коммерческим договорам.
Поэтому достаточно сложная обстановка с выполнением международных
обязательств. Но она выполняема.
- А как дела с системой ГЛОНАСС, когда космическую группировку ГЛОНАСС можно будет считать полной?
- На сегодняшний день 20 космических аппаратов на орбите, они успешно
работают. Один выведен на техническое обслуживание. Для покрытия нашей
страны требуется всего 18. То есть, вся территория Российской Федерации
и стран бывшего Советского Союза покрывается со стопроцентной
вероятностью. 95 процентов покрывается территория всего земного шара. К
концу 2010 года планируются запуски еще шести космических аппаратов.
Таким образом, с учетом эксплуатации, сроков эксплуатации космических
аппаратов, мы обязаны иметь 24 космических аппарата к концу 10-го года,
и покрытие 100 процентов всего земного шара. То есть, в отношении
орбитальной группировки вопросов нет. И эти работы, мы благодарим и
правительства и президента, они спланированы, и у нас четко
откорректирована программа, и финансирование с них не сняли.
- Анатолий Николаевич, следующий вопрос. Недавно завершился конкурс на
космическую систему будущего. И вот уже известно, что ракеты-носители
будут делать в Самарском центре "Прогресс", а корабль в РКК "Энергия".
Что это за новый космический корабль, когда он появится?
- Конкурс выиграла ракетно-космическая корпорация "Энергия". В
общем-то, это, конечно, предполагалось. Потому что она основная
корпорация, которая занимается пилотируемыми кораблями. Сроки же такие,
что в 2015 году мы должны сделать первый запуск нового грузовика и
начинать отработку пилотируемых кораблей. А в 2018-м, через три года,
эта система должна заработать уже в пилотируемом варианте. Корабль взял
все лучшее из тех кораблей, которые проектировались. У нас был проект
"Клипер" с крылышками. Но сейчас взят за основу ракетно-космической
корпорацией корабль конического типа. Хотя элементы, которые уже
нарабатывались и для "Клипера", по системе управления, по другим вещам,
туда вошли. Я бы хотел рассказать весь корабль, потому что, во-первых,
обидится генеральный конструктор. А, во-вторых, самое главное, что
будет возможность полета на Международную космическую станцию. На
будущую определенную станцию, которая у нас есть, сборочная,
экспедиционная, так называемый комплекс. Это есть у нас такое в
программе, после МКС. Полеты на Луну. Вот такой будет корабль и для
многоразового использования. Но, единственное, не будет крылышек. Это
точно.
- Вы говорите, что пока будет пауза в космическом туризме. Вот сейчас
американцы продолжают ведь предлагать всем желающим поучаствовать в так
называемых суборбитальных полетах. Тоже своего рода космический туризм.
А в России будет создаваться корабль для непрофессиональных
космонавтов?
- На государственных программах нет. У нас нет ни в одной федеральной
космической программе таких вещей. Что же касается проработки этого
вопроса в России, то да. Одна из фирм прорабатывала этот вопрос, и она
занимается этим вопросом на сегодняшний день. Насколько мне известно,
очень большая затратность у этих проектов. И 200-300 тысяч долларов,
которые готовы заплатить за билет на этот полет, не окупаются, если
применять туда ту систему, которая разрабатывается у нас с
использованием ракеты-носителя.
- А если сделать эти билеты дороже?
- А если дороже сделать, она становится невыгодной. Нет желающих за
один миллион долларов и больше на несколько минут побывать в космосе.
Это совсем не то. Причем, сложность полета, это уже мое мнение лично, и
безопасность гораздо ниже в суборбитальных полетах, нежели сейчас в
таких серьезных и сложных перелетах на Международную космическую
станцию, где все отработано и где безопасность стоит на первом месте.
Поэтому я за то, чтобы занимались этим вопросом, но занимались не в
масштабах государственных программ, а в коммерческих программах. Я с
удовольствием буду поддерживать эти программы, если кто-то из
корпорации нашей отрасли этим займется.
- Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о
строительстве нового космодрома на территории России. Его название
"Восточный". Как там дела обстоят?
- Все идет по плану. Нас недавно заслушивал лично председатель
правительства по этому вопросу. До 2011 года планируется проведение
проектно-изыскательных работ. Выделены необходимые средства на эти
вещи. И на сегодняшний день мы ежемесячно проводим совещания по этому
вопросу с научно-исследовательскими организациями, кто этим занимается.
Со "Спецстроем", который будет строить, мы предполагаем, этот
космодром, и с другими организациями, кто хочет заниматься
строительством, мы проводим вот такие совещания. Я думаю, что мы
выполним в четко установленные сроки, подготовим всю документацию.
Решение же о начале строительства должно принять правительство после
того, как мы доложим, что все проектно-изыскательские работы проведены.
Стоимость такая-то, сроки такие-то.
- Дай Бог этим планам сбыться. Я просто еще раз хотел бы вернуться к
кризису, его влиянию на нашу жизнь. Вот вы сказали, что Казахстан не
отправляет своего представителя, ссылаясь на финансовые трудности. Ваш
прогноз, как кризис еще может сказаться в космической отрасли? Как
отразиться на ее развитии?
- Вы понимаете, в 2008 году он на нас не сильно отразился. Мы
достаточно успешно закончили год по всем направлениям нашей
ракетно-космической отрасли. Что касается 2009-го, то, конечно, он
начал сказываться. На ряде предприятий возникли определенные сложности.
Но принятые антикризисные меры правительством за последние три месяца
сумели точечно поддержать, в том числе, и ракетно-космическую
промышленность. Буквально на нескольких отдельных предприятиях, которые
являются высокотехнологичными, стоят во главе кооперации, насчитывают
большие коллективы, 3-40 тысяч людей, большие активы. И поэтому, я
считаю, что те меры, которые приняло правительство и мы вместе с ним,
ежедневный мониторинг финансово-экономического состояния, экономики
предприятий, который мы производим, дают нам возможность как бы в
режиме реального времени оказывать обратную связь, как в любой
финансовой, экономической, технической схеме. Все примерно одинаково.
Если эта обратная связь работает, это дает определенный эффект.
Каким-то благодушеством я не занимаюсь. И знаю состояние дел в нашей
отрасли. Но если этот процесс будет таким образом координироваться
правительством, особенно Министерством финансов, как сейчас работает
комиссия Селуянова, вовремя принимаются решения и вовремя они помогают
в части касающейся, но и сами должны работать, то я думаю, что мы этот
год достаточно сложно, но закончим с плюсом, с хорошими
характеристиками. Что касается 10-го года, то мне сейчас трудно судить,
что будет через полгода. Но по определенным ниточкам начинаешь
понимать, что есть возможность улучшить год, состояние дел уже где-то в
начале 2010 года.
- Анатолий Николаевич, спасибо. И позвольте вас поздравить с
наступающим Днем космонавтики! Возможно, и у вас есть какие-то слова,
которые вы хотели адресовать коллегам.
- Самые добрые слова. У нас говорят, что это праздник
ракетно-космической отрасли. Праздник для космонавтов. Нет. Это
праздник для всей нашей страны. Потому что у нас зарождался космос, у
нас пилотируемая космонавтика, у нас был первый космонавт. И люди
гордятся этим по-прежнему. Население нашей страны любит космонавтику. Я
благодарю всех за эту поддержку. И поздравляю всех ученых, работников
ракетно-космической отрасли и желаю им здоровья, благополучно
преодолеть эти кризисные явления. И, самое главное, выйти с хорошими
показателями в этом году! Спасибо.
- Спасибо, Анатолий Николаевич.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=273453&cid=5 |
Просмотров: 608 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|