|
| | |
| Главная » 2009 » Апрель » 14 » Сегодня, в первый день открытия в Бразилии выставки LAAD-2009, на португальском языке распространена статья руководителя Роскосмоса
Сегодня, в первый день открытия в Бразилии выставки LAAD-2009, на португальском языке распространена статья руководителя Роскосмоса | 17:09 |
Сегодня, в первый день открытия в Бразилии выставки LAAD-2009, на
португальском языке опубликована статья руководителя Роскосмоса в
журнале "Airfleet", который распространен на выставке массовым тиражом:
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Анатолий ПЕРМИНОВ,
Руководитель Федерального космического агентства
Российская космонавтика сегодня
Более полувека наша страна успешно создает, эксплуатирует и
совершенствует свою ракетно-космическую технику. Накоплен уникальный
опыт, который реализован во многих отраслях социально-экономической
деятельности России и зарубежных стран. Это стало возможно благодаря
научному, производственному и техническому потенциалам, созданным за
годы становления отечественной космонавтики.
Федеральное космическое агентство России обеспечивает реализацию
государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере
космической деятельности, оказывает государственные услуги,
осуществляет международное сотрудничество в реализации космических
проектов и программ. Роскосмос организует эксплуатацию космической
техники научного и социально-экономического назначения, системные
исследования по обоснованию основных направлений ее развития,
сертификацию, организует и координирует работы по коммерческим проектам
и содействует их осуществлению, выполняет многие другие функции, в том
числе – государственного заказчика федеральных целевых программ.
Совместно с другими органами исполнительной власти и Российской
академией наук наше агентство реализует основные направления
космической деятельности:
- глобальное и высокоточное координатно-временное обеспечение
потребителей в любой точке Земли в любой момент времени, развитие
навигационной космической системы и создание Единой системы
координатно-временного обеспечения;
- мониторинг природной среды;
- контроль за чрезвычайными ситуациями;
- исследование природных ресурсов;
- обеспечение глобальной связи и телевещания;
- развитие орбитальных пилотируемых полетов, включая создание и эксплуатацию Международной космической станции (МКС);
- отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ;
- научные исследования околоземного космического пространства, дальнего космоса и планет;
- создание и совершенствование космических аппаратов, средств их
выведения, наземных объектов космической инфраструктуры, наземной
экспериментальной базы и многое другое.
Ракетно-космическая промышленность России находится в числе ведущих
наукоемких отраслей экономики. Она обладает передовыми, а в ряде
случаев – не имеющими аналогов технологиями. Формируются и реализуются
новые подходы к созданию космической техники, связанные с
использованием современных наноматериалов и нанотехнологий. Активно
разворачивается работа по внедрению в экономику и быт россиян
результатов космической деятельности.
Ракетно-космическая промышленность вносит весомый вклад в обеспечение
занятости населения страны. На предприятиях и в организациях отрасли
создано около 250 тыс. рабочих мест. Общий объем продукции, работ и
услуг ракетно-космической промышленности за период 2004–2007 годы вырос
в 1,56 раза, а за последний год еще на 12,6%.
В качестве основных событий последнего года я бы выделил следующие:
начало активной работы по созданию нового космодрома Восточный. Указом
Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. нам поручено
построить в восточной части России новый космодром для запуска
космических аппаратов социально-экономического и научного назначения.
Далее я прокомментирую эти работы;
продолжается работа по организации использования результатов
космической деятельности в экономике. В прошедшем году принят ряд
региональных программ по этому направлению. Разработан проект
федеральной целевой программы «Использование результатов космической
деятельности в интересах социально-экономического развития Российской
Федерации и ее перспектив на 2010-2015 годы».
В ноябре успешно пристыковался к МКС транспортный грузовой корабль
«Прогресс» новой модификации. Он создан с широким использованием
современных цифровых технологий, которые в дальнейшем будут
задействованы и для модернизации пилотируемых кораблей «Союз».
Развитие орбитальной группировки
В России обеспечено надежное функционирование и дальнейшее развитие
орбитальных группировок космических аппаратов социально-экономического
назначения.
В настоящее время группировка действующих спутников фиксированной
спутниковой связи состоит из 13 космических аппаратов, насчитывающих в
общей сложности 230 различных ретрансляторов. В 2008 – 2009 г.г.
орбитальная группировка пополнена новыми современными связными
спутниками «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44»,
«Экспресс-МД1». Сегодня группировка связных КА обеспечивает высокое
качество связи и предоставление современных мультисервисных услуг
(цифровое телерадиовещание, телефония, видео-конференцсвязь, передача
данных, доступ к сети Интернет) пользователям в государственной сфере и
массовым пользователям.
Успешно продолжается эксплуатация космического аппарата
дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». Его ввод в эксплуатацию
положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки
космической системы мониторинга Земли.
В целях наращивания российской группировки аппаратов ДЗЗ и
метеорологии выполнены основные объемы работ по изготовлению КА
«Метеор-М», «Электро-Л» и «Канопус-В». Их запуск и ввод в эксплуатацию
позволят предоставлять метеослужбам необходимые метеоданные,
осуществлять оперативное выявление катастрофических явлений в природе и
техногенных аварий, своевременно предупреждать о лесных пожарах.
В рамках программы фундаментальных космических исследований российские
ученые проводили работы с аппаратурой «Конус-А» (спектрометр
гамма-всплесков) на борту американского КА «Винд», научным комплексом
«Рим-Памела» (магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц)
в составе КА «Ресурс-ДК», с аппаратурой для исследования атмосферы
планет (приборы «ОМЕГА» и «СПИКА-М») на борту европейского аппарата
«Марс-Экспресс», а с прибором «СПИКА-В» на борту европейской станции
«Венера-Экспресс».
Выполнен основной объем работ по изготовлению астрофизической
обсерватории «Спектр-Р». Активно ведутся работы по созданию
межпланетной станции «Фобос-Грунт».
Также проходит активная работа с европейскими партнерами по
обработке данных экспериментов в области космического материаловедения
и биологии, проведенных на борту российского КА «Фотон-М», летавшего в
конце 2007 года. Первые научные результаты получены от КА
«Коронас-Фотон»
По программе пилотируемых полетов в 2008 г осуществлялись регулярные
полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс» к МКС. В
целом Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции и
продолжает последовательно поддерживать предложение о продлении сроков
ее эксплуатации на период после 2015 года.
Ведется подготовка наземной испытательной базы. Проводятся испытания
элементов РН «Ангара», включая огневые испытания двигателей для этого
носителя, а также летные испытания носителя «Союз-2», работы по
созданию и отработке новых разгонных блоков и транспортных модулей. На
космодроме Байконур осуществляется дальнейшая модернизация стартовых и
технических комплексов РН «Протон», «Союз», «Зенит-М».
Ушло время, когда на протяжении двух десятилетий, в силу причин
экономического характера, мы были не в состоянии финансировать создание
новых перспективных космических аппаратов и станций для межпланетных
исследований и фундаментальных исследований с орбиты Земли. Весь мир на
месте не стоял, и, например, американский телескоп «Хаббл», их
марсоходы и межпланетные станции, летавшие к Юпитеру и Сатурну и
достигшие границ Солнечной системы – это серьезное достижение, которое
задает очень высокую планку в этой области. Тут нам еще есть над чем
поработать и, вероятно, прежде всего – в рамках международных программ,
обеспечивающих взаимовыгодное использование возможностей и достижений
их участников.
ГЛОНАСС - наземный и космический
В ходе реализации федеральной целевой программы «Глобальная
навигационная система» Роскосмосом основное внимание было уделено
развертыванию орбитальной группировки системы. В настоящее время
орбитальная группировка обеспечила непрерывную навигацию на территории
России. Точность навигационных определений потребителей на сегодняшний
день составляет порядка до 10 м.
В 2009 и 2010 годах будет запущено по шесть КА типа «Глонасс», что
позволит, с учетом замены выработавших ресурс КА, довести в 2010 году
состав орбитальной группировки до 24 КА, что позволит обеспечить
глобальную навигацию на территории земного шара.
Проводятся работы по созданию перспективного КА «Глонасс-К» с
увеличенным (порядка 10 лет) сроком активного существования и
улучшенными точностными и эксплуатационными характеристиками. Начало
летных испытаний КА «Глонасс-К» запланировано на 2010 год.
Важнейшей составляющей глобальных навигационных спутниковых систем является навигационная аппаратура потребителей.
В настоящее время на российском рынке появилась серия навигационной
аппаратуры потребителей различного назначения, работающая как по
сигналам российской системы ГЛОНАСС, так одновременно и по сигналам
американской навигационной спутниковой системы GPS.
Данная навигационная аппаратура потребителей нашла применение на всех
видах транспорта Российской Федерации: автомобильном, авиационном,
железнодорожном, морском, речном. Активно такая система может
использоваться в любом районе и государстве мира. Причем в России уже
производится для массового применения универсальный автомобильный
навигатор Glospace, работающий одновременно по сигналам спутниковых
навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе европейской –
Galileo.
На предприятиях автомобильного транспорта применяются навигационные
приборы – треккеры, производимые предприятиями Роскосмоса, которые
позволяют решать навигационные задачи в реальном масштабе времени,
осуществлять удаленный контроль за работой отдельных агрегатов
автомобиля, так и управление транспортным средством.
Навигационные приборы потребителей ГЛОНАСС/GPS производства Ижевского
радиозавода применяются на железнодорожном транспорте в составе
приборов управления безопасностью локомотивов типа «КЛУБ».
На морском и речном транспорте все грузовые и пассажирские суда
оборудуются только навигационными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Применяемые
навигационные приборы позволяют определять координаты, скорость
движения судна, а также решать задачи маршрутной навигации
малотоннажных и крупнотоннажных морских и речных судов.
Разработаны и устанавливаются спутниковые навигационные приборы ГЛОНАСС/GPS на воздушных судах гражданской авиации.
Программа построена на реализации системы пилотных проектов,
включающих новые аппаратно-программные комплексы спутниковых систем
мониторинга, предназначенных для транспорта, сельского, водного,
лесного хозяйства и других важнейших сфер экономики России. Эти системы
позволяют интегрировать космические и другие виды измерений. От систем
мониторинга информация будет поступать в специальные аналитические
центры регионов и федеральных органов исполнительной власти,
концентрирующие информационные ресурсы как по основным видам
социально-экономической деятельности, так и по территориям регионов.
Таким образом, мы одновременно создадим как инструменты, так и способы
практического использования результатов космической деятельности,
обеспечим информационную поддержку федеральных и региональных
потребителей космических услуг.
Новый космодром и транспортная система
В июле 2008 г. Роскосмос одобрил системный проект создания нового
космодрома Восточный. Этот космодром востребован для гарантированного
доступа в космическое пространство со своей территории и обеспечения
космической деятельности Российской Федерации независимо от
внешнеполитических и других факторов. Он обеспечит решение приоритетных
задач космической деятельности Российской Федерации научного и
социально-экономического назначения. Будет создана основа для
реализации амбициозных космических проектов, таких, как осуществление
пилотируемых полетов к Луне и Марсу.
При этом надо иметь в виду, что с нового космодрома планируется
запускать новые ракеты-носители. Системным проектом однозначно
определена необходимость разработки новой ракеты-носителя среднего
класса повышенной грузоподъемности с перспективой ее использования для
вывода на орбиту новых грузовых и пилотируемых кораблей. Эти новые
корабли тоже предстоит разработать.
На перспективу прорабатываются вопросы запуска с Восточного
принципиально новых средств выведения, включая многоразовую
ракетно-космическую систему и сверхтяжелый носитель для реализации в
будущем масштабных программ освоения космоса. К 2015 году мы планируем
завершить строительство первой очереди космодрома для проведения
беспилотных пусков, а еще через три года – обеспечить готовность к
первому пилотируемому запуску с «Восточного».
В 2008 году в соответствии с поручением Правительства была
образована комиссия, куда вошли представители Роскосмоса,
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций
ракетно-космической промышленности, научных институтов, российской
академии наук. Комиссией уже проведены рекогносцировочные работы по
выбору его конкретного месторасположения.
Организациями Роскосмоса проведено системное проектирование облика
нового космодрома. Определен принципиальный облик нового средства
выведения, планируемого к применению на космодроме Восточный и в 2009
году предусмотрен этап непосредственно его эскизного проектирования.
Такого грандиозного и масштабного проекта в постсоветсткой России еще не было.
Роскосмосом с привлечением технических специалистов был проведен
предварительный анализ возможных вариантов создания новой транспортной
системы для проведения полетов на околоземную орбиту Земли и экспедиций
на Луну, в том числе и на совместной основе с Европейским космическим
агентством.
Советом министров стран - участниц ЕКА в декабре 2008 г. принято
решение о создании грузовозвращаемого модуля на базе европейского
грузового корабля ATV с последующим возможным переходом на пилотируемый
вариант.
Учитывая это решение, нами планируется разрабатывать новый пилотируемый
корабль, базируясь на своих собственных возможностях, что также не
исключает подключения европейской промышленности к этим работам в
случае их заинтересованности и на взаимовыгодной основе.
Финансовый кризис, конечно же, может только замедлить выполнение наших планов, чего бы нам не хотелось.
Россия и Бразилия – взаимовыгодное сотрудничество
Что касается международной деятельности Роскосмоса, должен отметить,
что мы продолжали партнерское взаимодействие со странами, имеющими
развитую космическую науку и промышленность, с ориентацией на
практическое использование достижений России и других государств при
выполнении проектов в области космической науки и технологий,
фундаментальных и прикладных научных исследований. Это США, страны
Евросоюза, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Вне сомнения с нашими
стратегическими партнерами из стран СНГ отношения продолжали
укрепляться, в том числе по совершенствованию договорно-правовой базы
сотрудничества.
Мы – за развитие отечественных космических технологий и экспорт их в
другие страны, но при этом готовы использовать и зарубежные технологии.
Поэтому сегодня изучаем возможности, опыт и идеи зарубежных партнеров в
целях развития российского рынка услуг.
Сотрудничество с Бразилией в области космоса развивается в рамках
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Федеративной Республики Бразилия о сотрудничестве в области
исследования и использования космического пространства в мирных целях
от 21 ноября 1997 года, в соответствии с Поручением Президента Путина
по результатам его визита в Бразилию в ноябре 2004г. и документов,
подписанных по результатам встреч Президентов России и Бразилии
2005-2008 гг.
Практическая фаза сотрудничества с Бразилией в космической области
была начата после официального обращения бразильского правительства в
августе 2003 г. об оказании содействия в расследовании причин аварии
ракеты-носителя VLS. Во исполнение поручения Правительства Российской
Федерации в Бразилию была направлена группа экспертов предприятий
российской ракетно-космической промышленности, в состав которой входили
представители Роскосмоса, ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им.
академика В.П.Макееева», ЦНИИМАШ, МИТ, НПЦ АП и Центра М.В.Келдыша.
Проведя предварительное расследование причин аварии, российские
эксперты предоставили бразильской стороне перечень наиболее вероятных
версий и, по ее просьбе, наметили программу дальнейших действий,
включающих мероприятия по завершению расследования и модернизации
комплекса VLS с целью повышения его надежности и безопасности. При этом
была достигнута договоренность о проведении этих работ на контрактной
основе.
В настоящее время Роскосмос и уполномоченные структуры Бразилии
(Бразильское космическое агентство, Центр аэрокосмических технологий и
другие) прорабатывают и развивают следующие совместные проекты в
космической области:
1. Повышение надежности и безопасности бразильской РН VLS-1.
2. Модернизация бразильской РН с использованием российской ступени с жидкостным ракетным двигателем.
3. Создание наземной космической инфраструктуры для бразильского космодрома Алькантара.
4. Разработка бразильского телекоммуникационного космического аппарата.
5. Использование и развитие российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
6. Подготовка бразильских специалистов в области космоса.
В целях перевода указанных проектов в практическую плоскость предприняты следующие конкретные действия:
- реализуется контракт первого этапа повышения безопасности и надежности РН VLS-1;
- осуществляется контроль за ходом работ российских предприятий в
соответствии с подписанным в ходе визита Президента Бразилии в Москву в
октябре 2005 г. Протоколом о намерениях относительно сотрудничества в
осуществлении модернизации РН VLS-1;
- на стадии ратификации находится межправсоглашение о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области космоса.
Научно-производственные возможности и технический задел, имеющийся на
российских предприятиях космической отрасли, позволяют осуществить
указанные проекты в соответствии с потребностями заказчика.
Деятельность по перечисленным направлениям сотрудничества позволит
сформировать «технологический альянс» между Россией и Бразилией в
области космоса, усилить конкурентные позиции России на мировом рынке
космических услуг и продвинуть российские космические технологии в
перспективном регионе южно-американского континента.
Роскосмос
|
Просмотров: 638 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|