|
| | |
| Главная » 2009 » Июнь » 23 » Корректировка на полет «Ангары»
Корректировка на полет «Ангары» | 18:25 |
В нынешнем году на омском производственном объединении «Полет»
планируют приступить к производству отсеков ракеты космического
назначения «Ангара». Первые летные испытания носителя нового поколения
намечены на 2012-й год.
Омское аэрокосмическое объединение «Полет» после слияния с ГКНПЦ имени
Хруничева (Указ президента РФ от 3 февраля 2007 года) получило в
разработку две основные темы ракет космического назначения (РКН)
«Ангара» — универсальный ракетный модуль (УРМ), а также ракету легкого
класса данной серии. Как ожидается, к 2015 году омский завод выйдет на
годовой объем производства — 60 УРМ для десяти РКН тяжелого класса
«Ангара 3.2» и 10 РКН легкого класса «Ангара 1.2». А к 2020 году
увеличит обороты до 120 универсальных ракетных модулей в год.
Рассчитанное ежегодное количество запусков — не менее двадцати. Как
считает генеральный директор ПО «Полет» Григорий Мураховский, темпы
строительства ракеты нового поколения напрямую зависят от объема и
своевременности финансирования со стороны государства.
Заказ на «Ангару»
— Когда начнете производство ракеты?
— Уже поставляем на головное предприятие комплектующие узлы для новой
ракеты, а космический центр имени Хруничева приступил к наземным
испытаниям агрегатов и отдельных блоков носителя. Осенью планируем
начать изготовление двух наименований отсеков. По программе освоения
производства ракеты нового поколения к 2012 году «Полету» дано задание
— изготовить легкую «Ангару» и пять универсальных ракетных модулей для
ракеты тяжелого класса.
— Для новой ракеты потребуются и новые мощности?
— На модернизацию производства ПО «Полет» под «Ангару» до 2012 года
запланировано 3,349 миллиарда рублей. Из них на нынешний год — 771
миллион рублей. Около 300 миллионов потратим на покупку оборудования,
остальное вложим в реконструкцию. Требования к новому производству
особые. Легкая «Ангара» спроектирована для работы на двух топливных
компонентах — керосин и кислород. Кислород взрывоопасен, и наличие пыли
во внутренней полости ракеты при поступлении жидкого кислорода может
привести к взрыву. За идеальной чистотой в цехе будет следить
специальная система контроля, которая обнаружит даже невидимые глазу
микрочастицы пыли.
— Запланированные на реконструкцию в прошлом году 329 миллионов рублей так и не поступили?
— Недофинансирование 2008 года включено в план 2009−го. При сокращении
или отсутствии утвержденной ранее государственной поддержки мы как
исполнители не сможем приступить к производству новой ракеты. План
реконструкции завода жестко увязан со сроками реализации проекта. Чтобы
провести летные испытания в 2012 году, нужно сегодня запустить
реконструкцию производства. Началась интенсивная подготовка мощностей.
В непрерывном режиме ведется реконструкция цехов, оформлены договоры на
поставку 15 высокотехнологичных металлообрабатывающих центров. Наладку
нового оборудования и установку программного обеспечения предполагается
завершить до конца нынешнего года.
— Помимо финансовых, с какими еще проблемами столкнулись в начале проекта?
— Состояние основных фондов и дефицит квалифицированных кадров. За три
года за свой счет мы приобрели 11 высоко¬технологичных импортных
комплексов на сумму 45 миллионов рублей. Скорость обработки на таких
станках в 15–20 раз выше, чем на оборудовании, которое мы закупали 25
лет назад. Это позволяет выполнять трудоемкие операции и повысить
качество выпускаемых изделий, сокращает время и затраты, снижает риск
брака. Вместе с тем наш инструментарий не подходит к импортному
оборудованию. В технологическом плане Россия существенно отстает от
Запада, нет центра по изготовлению высокоскоростного инструмента.
Возможно, такой центр будет создан в ближайшее время на базе одного из
филиалов ГНКПЦ имени Хруничева.
Своими силами
— В борьбе за космос России придется теперь конкурировать не только с
США, но и со странами Европы, Китаем. На ваш взгляд, первые ракеты из
новой серии будут ориентированы на коммерческие запуски или на
укрепление космического щита?
— Спрос на ракеты того или иного класса определят заказчики в сфере
оказания космических услуг и военные, а также параметры конкретных
контрактов. Например, объем полезной нагрузки и заданная высота орбиты.
Так, стартовая масса легкой «Ангары» — 171 тонна, рассчитанная полезная
нагрузка — 3,7 тонны. Если сравнить с ракетой-носителем «Космос-3М»,
для которой норматив — тонна на тысячу километров, то «Ангара 1.2»
сможет вывести больше — до 3–3,5 тонны груза на высоту до 5,5 тысячи
километров. Если же понадобится носитель на 20 тонн (сейчас такую
задачу выполняет ракета тяжелого класса «Протон»), тогда задействуют
тяжелую ракету «Ангара А.5». В целом проект «Ангара» ориентирован на
замену выработавших свой ресурс действующих ракет, многим из которых не
меньше 40 лет.
— Какие ноу-хау применены на «Ангаре»?
— Здесь использованы современные технологии и материалы, новейшие
цифровые системы управления, элементная база последнего поколения —
словом, весь научно-технический задел, накопленный в последние годы по
ракетной тематике. Это все равно что пересесть с «Москвича» на Toyota
Camry. Почему затопили космическую станцию «Мир» и запустили МКС
«Альфа»? Потому что на станции участились сбои. С носителями схожая
картина. Были случаи, когда носитель взорвался практически на стартовом
столе, или первая ступень ракеты упала в Двину. К тому же ракеты
работают на гептиле, ядовитом топливе. Если при падении в зону
отчуждения внутри первой ступени останется невыработанное топливо, то
загрязнение местности неизбежно. Инфраструктура же «Ангары» —
двигатель, системы обеспечения топливом — спроектирована под
экологически безопасный вид топлива. Новая машина также более
экономична.
— «Ангара» — эксклюзивная тема Хруничева?
— Нет, перечень участников шире. Филиалы Хруничева изготовят третью
ступень — разгонный блок для всей линейки РКН «Ангара» (КБ химического
машиностроения имени Исаева), двигатель (Воронежский мехзавод), НПО
«Энергомаш им. В. П. Глушко» работает над двигателем первой ступени. А
система управления ракетой — это тема Научно-производственного центра
имени Н. А. Пилюгина. Перечень участников в целях экономической
безопасности составлен так, чтобы все комплектующие производились в
России.
— «Полет» справляется с заданием?
— Сейчас омское и головное предприятия перегружены. Помимо «Ангары»
есть и другие направления. До недавнего времени на ГКНПЦ имени
Хруничева отмечался рост государственных и коммерческих заказов. Объемы
работ превысили наши возможности. В основном это связано с дефицитом
квалифицированных специалистов. Мы приняли 400 рабочих. Еще 95 вакансий
по станочным специальностям остаются свободными. При этом есть
спецсостав для сборки РКН «Ангара», который вахтами командируем на
московский завод. Омичи на практике приобретают навыки по изготовлению
агрегатов для новой ракеты.
ПЕРЕзагрузка
— Какова общая загрузка предприятия?
— Примерно 70 процентов. В 2009 году объемы производства вырастут в
1,35 раза (в 2008 году — 1,088 миллиарда рублей). Емкость суммарного
портфеля заказов «Полета» составит 1 миллиард 426 миллионов рублей. В
том числе заказы головного предприятия — 1 миллиард 54 миллиона рублей.
Изготавливаем комплектующие, отсеки, гаргроты для «Рокотов» и
«Протонов». При увеличении темпов роста загрузки мощностей через три
года мы выйдем на самоокупаемость.
— «Полет» получил загрузку за счет хруничевских тем. А свои программы не свернули?
— В нынешнем году около 400 миллионов рублей мы заработаем «на
стороне», за счет прямых договоров по собственным темам. Несколько
проектов выполняем в настоящее время в интересах Федерального
космического агентства и Министерства обороны РФ. На нынешний год
запланирован запуск двух МКА легкого класса «Стерх» по международной
программе КОСПАС — САРСАТ. Россия участвует в организации странами
Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении
безопасности (ГМССБ). Сейчас «Стерхи» проходят последние испытания.
Стоимость заказа 132 миллиона рублей. Еще по двум спутникам выполняются
НИОКРы.
— В нынешнем году не будет запуска усовершенствованного носителя
«Космос-3М». Тема популярной у инозаказчиков ракеты сегодня закрыта?
— Однозначного ответа нет. Как и официального решения о закрытии темы.
Программа возобновления производства РН «Космос-3М» была принята около
пяти лет назад. Однако реконструкция завода под новый «Космос» не
завершена. Сейчас верстается федеральная космическая программа,
рассчитанная на 2010–2020 годы. Мы внесли тему «Космос» отдельной
строкой. Заявка на 3,5 миллиарда рублей, освоить которые предполагается
в 2011–2015 годах. Но при этом мы понимаем, что государство может не
найти ресурсов для финансирования одновременно двух ракет легкого
класса — «Ангара» и «Космос».
— «Космос» из тех ракет, что изготавливались в кооперации с украинскими смежниками?
— Восстановить смежные связи и производства в Днепропетровске, Харькове
непросто. Решающим фактором станет экономика. По расчетам 2004–2005
годов, «Космос» получался рентабельным, дешевле и надежнее действующих
носителей «Рокот», «Старт». К тому же аналоги, в отличие от «Космоса»,
ракеты не космические, а конверсионные, переделанные из баллистических.
— После серии успешных совместных запусков в производстве РН «Космос»
намеревались поучаствовать немецкие партнеры «Полета» — компания
OHB-System?
— По договору-комиссии, заключенному через «Рособоронэкспорт» с этой
компанией, «Полет» обеспечил ряд запусков «Космос-3М», которые вывели
на околоземную орбиту пять космических аппаратов SUR Lupe. Все
договорные обязательства выполнены, заказчик остался доволен. Это был
выгодный контракт для немецкой стороны. Запуски «Рокота» обошлись бы
дороже. Дополнительно омская ракета была адаптирована к немецким
спутникам. Например, сконструирован и изготовлен специальный
обтекатель. Но сейчас OHB-System ведет себя осторожно.
— Летом прошлого года «Космос» вывел на орбиту пятерку
низкоорбитальных американских спутников Orbcomm. Не продлен ли контракт?
— В данный момент контрактов в интересах инозаказчиков нет. После
присоединения к ГКНПЦ имени Хруничева переговоры и маркетинговое
продвижение носителей проводит российско-германская компания «Еврокот».
Известно, что интерес к нам проявляет другая немецкая компания. Свою
роль играет опыт «Полета» по адаптации ракет к запуску разных
космических аппаратов. Это создание не только специальных обтекателей,
но и целой системы управления вывода спутников на орбиту. Например,
вместо штатного варианта мы можем разработать нестандартную модель
адаптера, автоматическая начинка которого обеспечит отстреливание
аппаратов в заданной последовательности.
— Как складываются отношения с головным предприятием?
— Конструктивно. Мы выполняем работу по договорам-поручениям, центр
рассчитывается за выполненный заказ. С момента объединения
поступательно увеличивается загрузка: в 2007 году — на 30 процентов, в
2008−м — на 50. Появились предпосылки для увеличения общего объема
производства по всем направлениям и темам.
— Не уменьшились ли налоговые платежи?
— Налоги за нас платит головное предприятие. В связи с тем, что
космический центр имеет льготы по земельному налогу и налогу на
имущество, то по данным статьям область получает меньше, чем прежде. В
2007 году налоговые отчисления по омскому филиалу составили 640
миллионов рублей, в 2008 году перечислено 323,6 миллиона. Но произошел
рост по другим платежам — по подоходному налогу, так как зарплата
выплачивается вовремя и в большем объеме, чем это было раньше. ГКНПЦ
взял на себя платежи по реструктуризации задолженности «Полета» прежних
лет. До присоединения омское предприятие по так называемому
коэффициенту ликвидности (включает общее экономическое состояние, долги
по налоговым платежам в бюджеты и кредиторскую задолженность) было
банкротом. Головной завод заплатил порядка 634 миллионов рублей,
погасив часть долга перед кредиторами. Оставшаяся часть задолженности —
897 миллионов рублей — реструктурирована, составлен график погашения с
рассрочкой на 10 лет.
— Слияние помогло сохранить «Полет»?
— Возможно, нам предложили бы возобновить производство РН «Космос», но
при этом обязали разработать наиболее экономичный вариант. Тогда мы не
смогли бы сохранить и использовать мощности завода в полном объеме,
пришлось бы переезжать, ужиматься, проводить реформирование. В случае
банкротства это полная распродажа имущества и земли. Многих заводов
ведь уже нет.
— Дискриминации по отношению к омскому филиалу нет?
— Из всех филиалов именно с «Полетом» у Хруничева складываются наиболее
эффективные отношения. Два предприятия совпадают по профилю, в свое
время были равноценными в производстве ракет и космических аппаратов.
«Полет» — это дополнительные мощности, которые позволяют ускорить
выполнение контрактов, увеличить их емкость. Прошедший год доказал нашу
состоятельность — эшелонами отгружаем в Москву готовую продукцию.
— Кризис внесет свои коррективы в планы «Полета»?
— В связи с кризисом у головного предприятия появились трудности.
Количество коммерческих запусков уменьшилось, из-за этого центр
недополучит ожидаемые доходы. Фонды «Полета» уменьшены на 10 процентов.
Однако во время посещения ГКНПЦ имени Хруничева премьер-министр России
Владимир Путин сообщил, что московскому предприятию будет дополнительно
направлено 8 миллиардов рублей. Вероятно, какая-то часть средств
достанется и омскому филиалу.
Снежана Козлова, автор «Эксперт Сибирь»
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=3&nid=1139 |
Просмотров: 519 |
Добавил: telescop
|
| |
| | |
|
|