Жозеф
Николя Робер-Флери «Галилей перед Святым Судилищем» (1847). Интерес
французского художника совсем не случаен: после взятия Рима и ареста
папы Пия VI в 1796 году Наполеон потребовал, чтобы все документы
процесса над Галилеем 1633 года доставили в Париж. Наполеоновские
историки немедленно приступили к пропаганде мифа о «мученичестве»
Галилея за дело науки |
Среди разнообразных исторических персонажей
Галилео Галилей (
Галилей — совсем другое дело. В середине прошлого века довольно
известный американский философ Морис Финокьяро (Maurice A. Finocchiaro)
решил по примеру Хемингуэя
составить список книг, оказавших самое сильное влияние на западную
культуру. Всего книг было пять, список начинался Библией, а
заканчивался то ли «Капиталом» Маркса, то ли «Манифестом
коммунистической партии».
На протяжении многих лет в специальных историко-научных журналах по
числу публикаций Галилей занимает одно из первых мест, уступая лишь
Эйнштейну, Ньютону и Аристотелю. Не обошел его вниманием и российский
издательский бизнес: за прошедшие семь лет на русском языке вышло три
посвященных ему книги. Последняя появилась в конце 2006 года —
Флоренцией,
откуда не выходила до конца жизни. И до последних дней переписывалась с
отцом. Все письма Галилея Вирджинии исчезли, но все письма Вирджинии
Галилею — сохранились.
Нетрудно сделать вывод, что Галилей был плохим родителем и еще худшим мужем. Он даже не нашел времени на то, чтобы довести свою жену Марину Гамба до церкви и обвенчаться. А потом и вовсе оставил ее в Венеции, забрав всех троих рожденных от нее детей, двух дочерей и одного сына. Во Флоренции, куда он переехал в качестве придворного философа и математика, законнорожденным признали только сына Винченцо. Для незаконнорожденных дочек оставалась почти единственная возможность организации жизни — монашеская карьера. Обе они, и старшая — Вирджиния, получившая в монашестве имя сестра Мария Челеста, и младшая — Ливия, получившая имя сестра Арканджела, делали ее в одном и том же монастыре. Только младшая, очевидно, находила меньше радости в служении, на которое была обречена вопреки воле, отчего, возможно, испытывала меньше нежных чувств к отцу и с ним не переписывалась. Да и монашеская карьера у нее не задалась. Сестре Марии Челесте повезло больше: она испытывала неподдельную радость и от общения с отцом, благо его имение в Арчетри располагалось совсем рядом с монастырем, и от служения, и от успехов, став к концу жизни настоятельницей монастыря.
Фронтиспис «главного»
сочинения Галилея «Диалога о двух главнейших системах мира —
птолемеевой и коперниковой» (1632). Сейчас уже больше не секрет, что
главной причиной последовавшего суда иквизиции стала вызванная книгой
ярость папы римского Урбана VIII — давнего покровителя
и единомышленника Галилея. О причинах этой внезапной ярости историки
продолжают спорить и в наши дни |
Вспомним хотя бы пьесу Бертольда Брехта
Логика развития науки приводит брехтовского Галилея к необходимости революционной борьбы, самопожертвования во имя справедливости, но на это он оказался неспособен. Требования профессии пришли в противоречие со складом характера: «человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки». В конце же концов, «тот, кто не знает истины, только глуп. Но кто ее знает и называет ложью, тот преступник».
Литературный персонаж мало похож на исторического прототипа. Реальный Галилей, каким он предстает в своих собственных сочинениях, считал себя истинным философом. А истинные философы подобны орлам, которые «встречаются крайне редко, их мало видно, еще меньше слышно, в то время как птицы, летающие стаями, оглашают небо пронзительными криками, галдят, когда садятся, и гадят на землю под собой».
Как бы ни был образ Галилея-революционера, пусть даже не состоявшегося, притягателен с художественной точки зрения, его довольно трудно согласовать… не будем говорить о фактах, скажем — его собственными словами. За истину не надо бороться, потому что однажды открытая она сможет за себя постоять и сама, став очевидной. «В науках о природе, выводы которых истинны и необходимы и где человеческий произвол ни при чем, нужно остерегаться, как бы ни стать на защиту ложного, так как тысячи Демосфенов и тысячи Аристотелей будут выбиты из седла любым заурядным умом, которому посчастливилось найти истину».
Тот, кто рискнет защищать ложное, окажется в скверном положении,
потому что, пытаясь отстоять ошибку, ему придется совершить сотни
новых. Однако, когда истина уже стала очевидной, необязательно
настаивать. Слепец, который ее не видит, не прозреет. И Галилей,
предчувствуя надвигающийся формальный запрет гелиоцентрической теории
Коперника, торопится в Рим, чтобы уговорить возглавлявшего тогда
конгрегацию
Усилия Галилея оказались тщетными: он не только не достиг своей цели, но даже сам чуть было не попал в переплет. Папа Павел V (
Надгробный
памятник на могиле Галилея в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Сюда прах
ученого был перенесен только в 1747 году, когда папский престол занял
флорентиец Лоренцо Корсини. Тем не менее Инквизиция настояла, чтобы в
композиции памятника не было третьей женской фигуры — аллегорически
изображенной музы Философии. Фото ( |
учения Коперника о движении Земли («которое я, будучи человеком благочестивым и католиком, считаю совершенно неверным и бесцельным»). И даже написав свой «Диалог», он продолжал утверждать, что его книга «опровергает» ложное учение, а вовсе не защищает его.
Такая «беспринципность» вряд ли порадовала бы «революционера»
Брехта. Но она пришлась по вкусу некоторым философам. Например, такой
влиятельный, хотя и пользующийся скандальной славой философ Пол
Фейерабенд (
В научной дискуссии может быть только одно правило — использовать тот аргумент, который в данный момент окажется наиболее сильным или наиболее удивительным. Птолемей еще в самом начале нашей эры сформулировал несколько сильных аргументов против движения Земли вокруг своей оси. Один из них таков: если бы Земля вращалась, то тела срывались бы с ее поверхности, как с вращающегося гончарного круга. Возражая, Галилей устами своего героя Сальвиати просит представить себе гончарный круг, который совершает один оборот в сутки. Неужели и с него что-то будет срываться?
Сила аргумента так же очевидна, как и его слабость. В самом деле, ведь так называемая сила инерции определяется линейным ускорением, которое в данном случае пропорционально радиусу. Но, правда, во времена Галилея даже сам Галилей этого не знал!
«Анархизм» Галилея проявился и в том, как он пользуется представлениями об инерциальном движении. Самого слова «инерция» он не произносит, и закона инерции не знает. Всё это появится несколько позже. Но некая интуиция, предчувствие у него явственно присутствуют. В частности, в рассуждении о том, что идеальный шар на идеально гладкой поверхности может быть приведен в движение сколь угодно малой силой. Или в рассуждении о том, что тот же идеальный шар, скатившийся по наклонному желобу и оказавшийся на идеально гладкой горизонтальной плоскости, будет двигаться с постоянной скоростью. Или в рассуждении о том, что раскрученная планета (например, Земля) не требует никаких дополнительных сил для того, чтобы продолжать крутиться.
Не пользуется Галилей и понятием «закон». Вместо этого у него
«очевидность». Очевидное — единственно. Непонятно только, должно ли
движение сохраняться вечно, или все-таки когда-нибудь прекратится. А
если будет продолжаться вечно, то останется ли оно прямолинейным или
окажется все-таки круговым? А если будет продолжаться вечно, то не
будет ли достигнута когда-нибудь
граница Вселенной, или же Вселенная бесконечна?Галилей не отвечает на вопросы, слишком далеко выходящие за рамки
обыденного опыта, потому что только опыт может дать нам знание о мире.
И, наверное, никто до Роберта Гука (Robert Hooke, 1635–1703) не занимается проведением опытов так последовательно и систематически, как Галилей. «По Канту, опыт галилеевской науки состоит как раз в том, что "разум должен походить к природе, чтобы получить от нее поучения, однако не в качестве школьника, которому учитель говорит все, что ему заблагорассудится, а в качестве опытного судьи, умеющего заставить свидетелей отвечать на поставленные вопросы". Поэтому и метод новой науки есть судящее исследование —Inquisitio», — пишет Дмитрий Сапрыкин и продолжает: «Меня как человека воспитанного в лоне русской культуры,
столь чуждой этому "инквизиторскому" духу и привыкшей взывать скорее к
милости, чем к суду … поразило замечательное сходство аргументации и
общего подхода у двух одинаково великих и, в ходе процесса стоявших по
разные стороны, мыслителей, как Роберт Беллармин и сам Галилей».
Конечно, в ходе процесса, состоявшегося в 1633 году, Беллармин и Галилей не были «по разные стороны» — Беллармин умер в 1621-м. И нам трудно предсказать, на какой он оказался бы стороне. Но мы должны помнить, на какой стороне был Беллармин при расследовании дела Джордано Бруно — он был главным (хотя и не Великим) инквизитором.
Свою жизнь Галилей завершил в своем доме во Флоренции, под надзором
двух отцов-иезуитов, которые, кроме своих непосредственных
обязанностей, помогали почти совсем ослепшему больному ученому
работать: вести переписку, работать над архивом, принимать посетителей.
Навещали его редко, но некоторые из приезжавших — например, Джон Милтон
(